По данным многочисленных гуру Фотошопа производить ретушь портретов следует методом «частотного разложения». Смысл этого метода в создании нескольких, минимум, двух слоёв – копий обрабатываемого изображения. В верхнем слое минимизируется информация о цветах изображения, сохраняя имитацию текстуры, а в нижележащем слое сохраняется информация о цветах, при минимизации текстуры. Что позволяет отдельно работать с деталями портрета – в слое с текстурой – убирать прыщи, царапины, ослаблять или усиливать рельеф кожи. А в слое с цветом – работать со светотеневым рисунком, устранять (или добавлять) крупные цветовые пятна, например, синяки, тени под глазами или красные пятна воспалённой кожи.
Подробнее на этом методе я останавливался в статье: «Ретушь кожи лица методом "чаcтотного разложения" в Adobe Photoshop». Здесь же я хочу рассмотреть альтернативный метод ретуши, поскольку в методе «частотного разложения» усматриваю ряд неудобств.
Что касается мелких дефектов кожи, они прекрасно убираются инструментами ретуши (я их также рассматривал в упомянутой статье) и без всякого разложения. Более того, «первичную» чистку лица даже рекомендуется проводить перед «частоткой»! И тогда к чему все эти танцы с бубном?
Работа с цветовыми пятнами и светотеневым рисунком тоже не обязательно требует частотно разлагаться. Тени и световые блики легко могут быть усилены инструментами «Осветлитель» и «Затемнитель» (с несколькими процентами экспонирования). Для особо щепетильных ретушёров, можно создать дополнительный пустой слой выше корректируемого, залить его 50% серым (цвет: 7f7f7f или значение 127 в каждом окошечке RGB), и наложить его в режиме «Перекрытие». Дальше можно уже в этом слое любым удобным способом: хоть тем же «Осветлителем» и «Затемнителем», хоть простой кисточкой с чёрным и белым цветом (опять же, с очень небольшими процентами непрозрачности), притемнять тени или высветлять светлые участки, усиливая таким образом объём фотографии.
Собственно, с цветовыми пятнами – теми же покраснениями на коже – можно элементарно бороться обычной кистью в режиме «Цветность». Так даже можно черно-белые фотографии раскрашивать, о чём я упоминал в статье: «Раскрашиваю черно-белую фотографию в реалистичный цвет».
То есть, разложения, в общем-то, и не требуется… Чем оно удобно – прекрасно сохраняется текстура кожи лица, в чём я и убедился в эксперименте. Но тут возникает, пожалуй, основная проблема этого метода. Фотограф в профессиональной студии выставляет свет, чтобы максимально выявить всю «текстуру» лица, вплоть до мельчайшей порки. Многомегапиксельная матрица современных фотоаппаратов, усиленная мощнейшей оптикой (предназначенной, скорей, для астрономии), прекрасно фиксирует малейший прыщик, малейший волосок на лице модели. И впрямь – «Я помню все твои трещинки…»! А ретушёр методом «частотного разложения» максимально сохраняет все эти рябины на лице, да ещё и усиливает их…
Опыт подсказывает, что молодые девушки, и, в ещё большей степени, почтенные дамы предпочитают видеть кожу своего лица гладенькой, буквально, как попка младенца! И дружно утверждают: «Перешарплено!» – ровно там, где фотографы не менее дружно утверждают: «Заблюрено!» (Фотошоперский сленг, происходящий от английских слов «blur» – размытие, снижение резкости фотографии, и «sharp» – усиление этой резкости. Долгое время даже в русифицированных версиях Фотошопа эти термины оставались вообще без перевода, просто «блюр» и просто «шарп». А как вы одним коротким словом скажете по-русски «усиление резкости изображения»?)
С мужским портретом нет проблем! Там, если что и стоит убрать с кожи – это собственно те же прыщи, ну и, может быть, свежие ссадины. За синяки, уже не уверен. Старые шрамы, пожалуй, вообще трогать не надо. А уж на волоски и расширенные поры – и внимание не обращаем. Но с женским портретом… Ругайтесь сколько хотите на «пластиковую» или «целлофановую» кожу, а чтоб было «как для модных глянцевых журналов» – изволь расстараться!
Делаем целлофан из кожи. Не эстетично, зато дёшево, надёжно и практично. Самый простой и понятный вариант – сделать копию фонового слоя, размазать его хоть бы тем же «Размытием по Гауссу» пикселей на 20 (но это в моём случае, с огромной студийной фотографией). Затем прилепить к этому слою чёрную маску… Хм… Ну или сразу, перед накладыванием маски, зажать Alt и кликнуть по значку маски внизу панельки «Слои». Или создать обычную маску слоя (белую, по умолчанию), а затем инвертировать её – выделить значок маски и нажать сочетание клавиш: Ctrl + i. (С пародией на компьютер под логотипом в виде понадкусанного яблока принципиально не работаю, так что какие там сочетания клавиш подсказать не могу. Привык к имитациям компьютера от Intel, и надругавшимся над ними Майкрософт, извините.)
По чёрной маске размазанного по Гауссу слоя, ставшего полностью прозрачным и невидимым, начинаем мазать белой кисточкой в нормальном режиме наложения и непрозрачностью, скажем, 17%. Потихонечку проявляя слой с размытием, в тех участках портрета, где больше всего хочется убрать дефекты кожи. Вот, собственно, и вся технология… Если перестарался, мазни по этому участку (маски слоя) чёрной кисточкой (да хоть «Ластиком»!). Ну, по желанию, можно ещё на размазанный слой (не на его маску) добавить шум, максимум, 3%, чтобы не получить реальный «целлофан», а приблизиться к «попке младенца»! (Фильтр → Шум → Добавить шум…)
Сам я, правда, использую другой вариант этого же способа. Делаю не новый слой из фонового, размываю, а потом, скрыв маской, проявляю в редактируемых участках, а (внимание, сейчас у матёрых ретушёров будет шок!) стразу применяю фильтр «Размытие по Гауссу» к фотографии… Да, к слою «Фон». Да, на 20 пикселей! Всё кожа больше не рябая, согласны?
Теперь зафиксирую полученное состояние в истории. В смысле, в панельке «История» переставлю значок архивной (или как её в предыдущих версиях Фотошопа звали, исторической) кисточки. По умолчанию этот значок стоит в квадратике перед первым же «снимком» в панели «История», создаваемом, опять же по умолчанию, автоматически по открытию файла. Мне ничто не мешает создать новый снимок и переставить значок кисти туда, или, в силу природной лени, сразу переставить значок на свершившееся историческое событие (злостное уничтожение текстуры фотографии, заодно со всеми прыщами и кожными дефектами). А затем, взяв инструмент «Архивная кисть» с непрозрачностью в 24%, замазать соответствующие участки. Всё… И даже никаких слоёв не требуется.
Почему мне нравятся такие странные цифры «непрозрачности» - 17% (чего б не 20?), 24% (а чего ж не 25?). Возможно, это лишь результат моих галлюцинаций, но я как-то заметил следующую закономерность работы программы. Ставишь цифру процентов, чтобы она делила 100 без остатка, например, 25. Мазнёшь такой кисточкой по одному и тому же месту 4 раза и, теоретически, в этом месте у нас 100% непрозрачность – нижележащие слои скрыты. Это хорошо для аппликации, мультипликации, имитации векторной графики, то есть, там, где цвета и градиенты должны быть чистые, без шумов и текстур. А с фотографией так нельзя. И вот кисточкой в 24% мажешь-мажешь, мажешь-мажешь, а нижележащая текстура всё просматривается и просматривается… И это правильно. То есть, запороть фотографию, смазав всё по самое не балуйся, при таких «кривых» цифрах немного сложнее. Ну, мне так показалось.