Найти тему

Как релоканты и эмигранты помогают друг другу вдали от дома

С начала специальной военной операции сотни тысяч людей покинули Российскую Федерацию в поисках если не лучшей жизни, то хотя бы сохранения её прежнего качества. Точные цифры пока неизвестны, хотя статистика ФСБ утверждает: с января по март из России уехали 4 миллиона человек. В этом количестве учтены и те, кто уехал с туристическими целями, и все прочие, но показательно другое: число это на 50% больше прошлогодних результатов. А это о чём-то да говорит.

Наиболее популярными направлениями для миграции являются Грузия, турецкие берега и Армения – сюда на круг выезжают 42%. Остальные едут в страны дальнего зарубежья. Некоторые устремляются в традиционные центры притяжения русской «богатой» миграции, страны, с которыми люди связаны экономически, культурно или где имеют родственников. Это может быть Германия, Франция, Великобритания, США. Большие русские колонии – ещё с довоенных времён (мы сейчас о Второй мировой) есть в Аргентине, Канаде, Австралии.

Однако, куда бы не уносили отечество на подошвах своих башмаков наши соотечественники, на месте их будут ждать одни и те же проблемы – банковские, юридические, инфраструктурные. Оказывается, без консультации специалистов в нашем всём из себя глобализированном мире даже детей в школу или детский сад записать невозможно, не говоря уже о том, чтобы трудоустроиться.

Кто может в этом помочь? Чаще всего есть два пути: профессионалы или бывшие россияне, уже давно перебравшиеся на чужбину. Нередко эти два множества совпадают или пересекаются.

Среди добровольных помощников – не всегда бескорыстных, но деятельных – очень разные люди. Тут и журналисты, и блогеры, и вчерашние биржевые воротилы. Проекты расцветают как грибы после дождя. К примеру, «МенторМоув» начинал с простейших советов в Интернете на одноимённом телеграм-канале. Сейчас там работают уже полторы сотни разнообразных спецов, каждый из которых – волонтёр. Тут же в дочернем канале можно поискать работу.

В других каналах рассказывают об успешном опыте, секретах, делают гайды по релокации в зарубежные страны, словом – подсобляют, как могут.

Проекты существуют на пожертвования. Расходы солидные, большая их часть уходит на аренду и содержание общежитий, оплату коммуналки, прочие расходы инфраструктурного свойства. Другая крупная статья – оплата психологической помощи.

Сначала всё было очень кустарно: речь шла о том, что опытный мигрант открывал канал и рассказывал о своём опыте. Сейчас немудрёный поиск в Телеграме позволит отыскать десятки, если не сотни каналов, в названии которых есть слово «релокация». В каждом из них – от тысяч до сотен тысяч подписчиков. Одни только собираются уехать, другие прорабатывают детали, а третьи уже бросили всё и покинули страну, где жили десятилетиями, в двухдневный или трёхдневный срок, и теперь обживаются, учатся решать проблемы в новой экономической, культурной, социальной и правовой реальности. Оказывается, получить карточку сотового оператора, не говоря уже о банковском пластике, бывает непросто – выполняющие санкционный комплаенс организации крайне негативно относятся к перспективам регистрации русских абонентов или открытию счетов, так как в этом случае они могут (в теории) стать жертвой вторичных санкций. А это никому не нужно.

Ещё одна трудность – поиск жилья, соблюдение всех юридических тонкостей. Наконец, в нетривиальную задачу превращается обмен наличных рублей, ведь от статуса конвертируемой валюты наш «деревянный» сейчас очень далёк.

Оставшиеся в России люди относятся к уехавшим «коллегам» с иронией, нередко – с непониманием и презрением. Впрочем, это обоюдоострое явление: пытаясь быть святее папы римского, новые мигранты нередко занимаются чем угодно, кроме обустройства собственной жизни. К примеру – прогуливаются по социальным сетям своих оставшихся по эту сторону границы друзей и треплют им нервы. В лучшем случае речь идёт о сборе гуманитарной помощи или проектах, направленных на интеграцию оказавшихся в непростой жизненной ситуации соотечественников.

Тут же – рядом и параллельно с волонтёрами – продолжают работать коммерческие организации, сделавшие основой своей деятельности содействие в переезде для россиян, белорусов и казахов за границу задолго до обострения украинского кризиса. Хотя соперничать с бесплатными некоммерческими проектами им непросто, определённое поле для деятельности сохраняется и здесь. Бизнес это неплохой, хотя и не очень стабильный. Совершенно непонятно, что будет завтра: возможно, что конфликт прекратится и бизнес сойдёт на нет. Или российское правительство, и без того серьёзно обеспокоенное утечкой высококвалифицированных кадров, введёт ограничения на эмиграцию.

Это представляется маловероятным, но на практике реализуется легче лёгкого. Один из шагов в этом направлении уже сделан – отвязка национальной системы образования от болонского процесса: если Европа и Россия не будут взаимно признавать дипломы (либо будут делать это на двусторонней, а не многосторонней основе), позиции людей, желающих перебраться за рубеж при помощи высшего образования или поиска работы по специальности, серьёзно пошатнутся.

Кроме того, Россия может вернуться к платному выезду для лиц, получивших в нашей стране высшее образование, или ввести выездные визы. И то и другое нанесёт по процессу релокации мощные удары.

Наконец, есть вероятность введения ограничений и с другой стороны. Так, Чехия и Эстония уже отказались от практики выдачи учебных виз, но эстонцам и того мало: их премьер призывает ввести тотальный запрет на въезд россиян в Европейский Союз вне зависимости от причин и оснований. На данный момент это противоречит европейскому законодательству, но политика опережает право на полшага: кто знает, что будет завтра?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Богатейшие страны мира, которые совсем недавно выбрались из нищеты

Откуда взялся принцип ставить цены в духе 999.99? История девятки на конце ценника

Неужели счастье в деньгах? Ученые нашли связь между счастьем и благосостоянием