Примерно к 7-8 годам, когда мы все еще собираем школьный рюкзак и смотрим с ними мультики, у наших детей уже сформировались представления, которые повлияют на их финансовые возможности позже во взрослой жизни.
Такое исследование я обнаружила, когда интересовалась темой дети и деньги. Сыну 4, а он ими уже активно интересуется. Вчера по дороге из садика спрашивал, откуда я беру деньги, ведь я же не работаю. До этого просил машину, чтобы он тоже мог ездить на работу за деньгами. Он уже понимает, что деньги очень нужны.
Откуда ж взялись финансовые представления у крох, которые только пошли в школу? Как обычно, родительский пример. Он определяет экономические убеждения, отношения и ценности. Как итог разный уровень финансов во взрослой жизни.
Немного пугает, что денежное мышление формируется в таком юном возрасте - и его трудно изменить после создания.
Но хорошая новость в том, что привить маленьким детям прочные, основополагающие денежные привычки может быть относительно просто — и даже весело, если выбрать правильный подход.
Разговоры за обеденным столом имеют значение
Фундамент представлений о личных финансах закладывается, когда дети безучастно слушают разговоры взрослых. Казалось бы, что может понять этот пятилетка, Но вникать в подробности ему и необязательно, достаточно считать эмоции, связанные с обсуждением денег. В конечном итоге дети учатся чувствовать и вести себя так же, когда дело доходит до денег.
Что ж теперь не спорить о деньгах и не вести при них напряженных разговоров на финансовую тему? Да, лучше бы от этого отказаться.
Передавайте правильные сообщения
Неправильное сообщение: "мы не можем себе позволить купить этого робота".
Правильное сообщение: "этот робот - не то, на что мы сейчас хотим потратить деньги".
Высказывание "Мы не зарабатываем достаточно денег" на что-то посылает совсем другой сигнал, чем "мы не так тратим деньги" или "я не думаю, что это ценное приобретение". Первый подход демонстрирует отсутствие контроля над вашей финансовой ситуацией, в то время как второй передает сообщение о том, что деньги нужно тратить с умом, иногда отдавая предпочтение чему-то более важному чем сиюминутное удовольствие.
Сделайте деньги заметной частью повседневной жизни
Современные дети не видят реальных денег. Помню мы купили сыну кассу, он не понимал зачем там монетки и пытался приложить телефон после покупки. Гаджеты, конечно, удобно, но у детей нарушается представление о движении денег. Они могут быть даже не в курсе, что по факту прикладывания карточки вы отдаете часть денег навсегда.
Заведите привычку объяснять моменты вслух, например, на какие компромиссы вы идете при покупке товаров или какова общая стоимость. Объяснение, как вы выбираете лучшую цену в продуктовом, показывает им, что при выборе денег важен мыслительный процесс, даже если они физически не видят, сколько денег вы тратите.
Не забывайте убирать эмоции из разговора, сосредоточьте внимание на том, как вы используете деньги.
Покупая продукты, вы можете сказать:"Ого, курица по отличной цене на этой неделе; мы должны купить еще", - говорит Лорц. "Или, планируя поездку на весенние каникулы, скажите:"Мы должны начать откладывать деньги на эту поездку сейчас, так как это дорого"."
Пусть дети знают, что вы делаете накопления
Приучить детей к сбережению денег в раннем возрасте значит упростить их взрослую финансовую жизнь. Ключ опять в наглядности. Даже дети в возрасте от 3 до 6 лет могут понять, что есть цель и они продвигаются к ней, если они визуально могут видеть, как это происходит. Обсуждайте с детьми, на что они хотели бы потратить свои средства.
Обзаведитесь копилкой, чтобы дети могли наблюдать, как накапливаются их сбережения. Позволяйте им использовать их для покупки чего-нибудь небольшого.
Поощряйте детей практиковать бюджетирование
Опять же наглядный пример может научить детей составлять бюджет и управлять своими расходами. Изучение того, как составлять бюджет, помогает детям определить разницу между потребностями и желаниями и может помочь им избежать прискорбных импульсивных покупок на свои карманные деньги. Вы можете помочь им разделить свои пособия на нужды, желания, сбережения и благотворительность, выделив для каждого специальные банки или копилки. Таким образом, они узнают, как начать делить свои деньги, исходя из того, что для них сейчас важнее всего. Обучение детей составлению бюджета также помогает им освоить другие важные жизненные навыки, например, как планировать ограниченные ресурсы.
Итог
Поскольку дети так много узнают о жизни, оценивая поведение своих родителей, крайне важно привить им здоровые денежные привычки в очень раннем возрасте. Для этого лишите обсуждение денег эмоций и давайте побольше примеров из реальной жизни.
Это так важно еще и потому, что кроме как дома, им больше негде научиться обращаться с деньгами. В школе такому, к сожалению, не учат.
#родителиидети #финансоваяграмотность