Существует 3 сценария, как мы можем проживать свою жизнь. Ниже мы рассмотрим эти сценарии, где вы сможете узнать что - то о себе или о своих знакомых. Понаблюдайте, что вам откликнется, что вы узнаете нового.
Сегодня мы еще поговорим о том, как эти сценарии влияют на нашу судьбу, как отражаются на нашей жизни, как формируют наши психологические проблемы. Какие сценарии помогают нам в развитии, а какие помогают деградировать? Итак, приступим
1. Ортодоксальный (традиционный)
Что это за сценарий?
Говоря простым языком, это сценарий когда мы живем как все. Мы рождаемся в определенной семье, городе, культуре, в определенных, уже сложившихся традициях. Мы не выбираем эти традиции.
Очень часто общество не приветствует того, кто выделяется на фоне остальных, кто нарушает общий уклад. Но ребенок не в курсе какие традиции складывались все это время, он смотрит на то, как ведут себя родители и он бессознательно копирует это поведение и начинает жить, повторяя сценарий точно так же, будто по шаблону.
Выглядит сценарий плюс минус следующим образом: "Мне нужно быть хорошим ребенком, пойти в детский садик, затем в школу, после школы поступить в институт, устроиться работу, завести семью, выйти на пенсию, обзавестись внуками".
Это традиционная жизнь, которая заведена в той или иной культуре. Частая история, когда профессия передается из поколение в поколение. Например, моя бабушка была воспитателем, моя мама была воспитателем, значит и я буду воспитателем. Это повторение традиций своей семьи.
Если же человек не вписывается в эти традиции, он может ощущать вину за то, что не соответствует и выбивается из общепринятой системы.
Берт Хеллингер описывал этот феномен следующим образом: Когда мы рождаемся в определенной семье, там есть некие правила. И когда мы соблюдем эти правила и ведем себя так, как принято, то мы становимся частью этой семьи. Но если мы нарушаем эти правила, то мы как будто становимся изгоями. Часто тем внутренним механизмом, который позволяет оставаться в системе, является совесть.
Если мы полностью соответствуем законам семьи, то нас не грызет совесть. Но если мы начинаем идти наперекор этому, то нас может посещать чувство вины. В каком - то смысле, вина - не всегда плохое чувство. Вина является неким красным флагом, который говорит о том, что мы нарушаем какое-то правило. Часто эти правила - семейные.
Находясь в таком сценарии, человек просто проживает обычную жизнь, живет как все.
2. Жизнь на пустыре
Далеко не все люди могут быть такими, как все. Зачастую мы понимаем, что мы не вписываемся в правила семьи, даже если эти правила являются здравыми и адекватными. Все традиции могут понятны, но мы себя чувствуем так, будто находимся не в своей тарелке. Нам нужно что - то совершенно другое. У нас свои желания, своя воля и мы просто не вписываемся в эту общую традицию. И если в традиционном сценарии человек чувствует себя внутри семьи, то в этом сценарии человек будто не выносит тех условий, в которых он родился.
Часто такие люди живут будто бы против всех. Обычно это подростки, которые демонстрируют сражение с системой. Вы могли видеть такое поведение среди молодых людей: "Я не хочу быть таким, как мои родители. Я хочу делать все совершенно по - другому".
В любой области (политика, бизнес, психология, медицина) есть люди, которые постоянно против чего - то борются. Есть общепринятая система, но всегда есть кто-то, кто против чего-то борется. Такие люди не могут быть в системе и питаются этой борьбой.
Подростки создают какие-то свои субкультуры, создают свои какие-то правила. Они не могут выдержать нагрузку реальности и начинают бороться.
Человек не создает никакую пользу для общества, постоянно жалуется, что все не так, не признает реальность. Часто такие люди считают, что кто-то внешне виноват в том, что происходит (то есть фокус их внимания смещен на внешний локус контроля). Если же у человека внутренний локус контроля, то он понимает, что может быть в чем-то не виноват, но он несет ответственность за то, что произошло. Такой человек активен в изменении своей жизни, а не лишает себя ответственности и силы, обвиняя во всем других.
Если же человек не находит место в своей семье, он может начать борьбу с собой. Отсюда вытекают проблемы с зависимостями. Человек понимает, что ему сложно и некомфортно жить в этой реальности и пытается уйти от этой реальности. Наркотик, игра или алкоголь помогают справится с реальностью. В этом состоянии становится легче, чем в реальности. Это состояние становится альтернативной реальностью, человек уходит от реальности в альтернативную. Борьба против себя = медленное самоубийство.
3. Путь героя
Что это за сценарий? Это когда человек живет своей собственной жизнью, оставаясь в рамках своей семьи и выстраивая свои собственные традиции. Не используя тропинки других людей. Он идет своей тропинкой, не чувствуя при этом вину и не конфликтует с системой.
Человек самостоятельно прокладывает свой путь. Соединяется с собой, находит свои истинные желания, смело и целенаправленно реализовывает свою жизнь. Делает себя реальным, создает себя. Живет такой жизнью, что оглядываясь назад, понимает, что именно такой жизнью он и хотел когда - то жить.
Например, вы читаете этот материал с телефона или ноутбука. Это тоже когда - то создал человек. Проходя свой собственный путь.
Кто я?
Как мы это понимаем?
Как мы понимаем, какой я человек? Это ощущение возникает в раннем возрасте. Эти ощущения ассоциируется с нашим "Эго". Внутри нас есть некая картина, когда мы понимаем, какой человек правильный, а какой - нет. Откуда это берется? У нас есть представление о самих себе и есть такая шутка, что мы считаем здравомыслящими лишь тех, кто с нами согласен.
Как это формируется?
1. Мы зеркалим поведение родителей.
Мы воспринимаем реальность, но в детстве у нас нет понимания, как себя вести. Мы изучаем мир визуально, аудиально и кинестетически. В детстве у нас нет представления о том, какие мы. И мы узнаем это от родителей, по тому, как они на нас реагируют. Мы что-то делаем и наблюдаем за тем, как реагируют на нас родители.
Например, у ребенка идут слезы и родители начинают его ругать. И ребенок понимает, что такие чувства вызывают агрессию. А когда он веселится, то его хвалят. И ребенок понимает, в каких случаях его начинают хвалить, а в каких ругать. И он начинает понимать, что есть некое внешнее условие для того, чтобы получить любовь, заботу, поддержку.
Когда мы маленькие, мы не способы саморегуляции. Все процессы очень импульсивны и мы начинает заниматься саморегуляцией в раннем возрасте. Ребенок может быть разным, но разделяет свое поведение в зависимости от реакции родителей. Он разделяет себя, но его качества никуда не исчезают. Он остается собой, но учиться скрывать свои какие-то части себя. Так формируется представление о нашей личности.
2. Мы повторяем сценарий родителей.
Когда мы видим отношение родителей к себе, к здоровью, к деньгам, отношениям, мы запечатлеваем этот импринт и часто мы достраиваем свою личность исходя из этого.
Что еще хочется добавить:
Если мы получаем за какие - то свои качества поддержку, мы раскрываемся и выражаем свои желания. Если нас критикуют и подавляют, мы приходим к тому, что мы скрываем части себя. Но мы их скрываем, а не избавляемся от этого. Это иллюзия, самообман.
Как мы понимаем, через какие чувства, что с нами что - то не так?
1. Стыд. "Как тебе не стыдно?" - порицание поведения. В каком - то смысле это родительские чувства по отношению к нам, которые мы перенимаем.
2. Вина. В вине больше агрессии. Это указания, речь, обобщения "Ты постоянно...", "Я для тебя столько делаю...".
3. Обида. "Не буду с тобой разговаривать" Ощущение, что вы обидели чьи - то чувства.
4. Страх. Это чувство будто говорит в голове "Нельзя проявляться".
Мы берем всю свою личность и разделяем на то, за что мы не будем испытывать стыд, вину, обиду и страх и считаем это собой. А все то, за что мы испытываем эти чувства, мы говорим, что это не я. В этот момент мы теряем часть себя, потому что скрываем собственные отличия. Скрывая части себя, мы не удаляем их из своей жизни, они все равно внутри нас. То, что мы скрываем в себе - начинает нами овладевать. Те качества, которые мы признаем и уважаем - делает нас свободными.
Целостность - это не про убрать что-то из своей жизни. Когда человек целостен, он включает в свою жизнь и сильные и слабые стороны. Это не позиция "Я все умею делать", а "Я обладаю сильными сторонами и изъянами и принимаю себя таким". Это умение признать, что я что-то не умею, но строю свой успех на сильной стороне. Это достаточно интересный путь. В дальнейшем мы рассмотрим окно Джо - Хари, которое поможет нам глубже понять себя и свою личность.
Если будет интересно углубиться в эту тему, могу порекомендовать следующую книгу: Джозеф Кэмпбелл - "Тысячеликий герой".
Увидимся!)