На крупнейшем заводе Северного Казахстана рабочие отказываются платить взносы в отраслевой профсоюз.
Руслан Иманжанов, исполняющий обязанности заместителя гендиректора АО «Зиксто», дал комментарий телеканалу Аstanatv.kz.
«У нас сложилась спорная ситуация. Для чего и на какие счета распределяются эти денежные средства? Если на нашем предприятии сейчас нет членов профсоюза, чьи интересы предусматривает отраслевой профсоюз?» – говорит Иманжанов.
Как выяснилось, работой профсоюза коллектив недоволен давно. Но выйти оттуда, по словам заводчан, не так-то просто.
«До смешного дошло всё это. У нас как бы добровольный профсоюз. Мы кое-как вышли, через суд, пять человек. Кое-как мы там с боями, чуть ли не с кулаками вышли. Ребята тоже наши заводские все написали заявление», – поделился Виктор Боготенко, работник завода.
Конфликт возник после того, как новое руководство профсоюза поменяло механизм отчислений. Если раньше все средства оставались на производстве, теперь они поступают на счёт профсоюза машиностроителей. После этого заводчане и перестали отчислять взносы. И были уверены в том, что после этого их исключат из объединения. Но не тут-то было.
«Вопрос начал подниматься таким образом, что фактически все работники подали заявление на то, чтобы выйти из числа членов профсоюза. Поскольку обратной реакции никакой не последовало, работники в лице представителя начали обращаться в отраслевой профсоюз, в вышестоящие органы. Даже были обращения в органы прокуратуры Нур-Султана», – говорит адвокат Анастасия Фролина.
Долг у предприятия перед профсоюзом достиг 52 миллионов тенге. Но заводчане надеются, что их услышат и решение суда будет отменено.
В самом отраслевом профсоюзе машиностроителей на сложившуюся ситуацию смотрят иначе. Говорят, что принудительно в своих рядах никого не держат.
«Информация о том, что более 50 человек намерены добровольно выйти из профсоюза, но это удалось лишь пятерым и через суд, не соответствует действительности. На основании поданных заявлений 7 февраля 2022 года распоряжением №5 от 7 февраля 2022 года были исключены из членов профсоюза 43 работника АО «ЗИКСТО», – прокомментировал ситуацию Толеген Казангапов, председатель ОО «Отраслевой профессиональный союз машиностроителей».
Это не первый скандал на заводе в 2020 году из-за некачественной работы «сестринского» предприятия «Проммашкомплекта» – вагоностроительного завода ЗИКСТО. Вагоны, отремонтированные на ЗИКСТО, выходили из строя раньше норматива, чем создали серьёзную угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта. В итоге ЗИКСТО оказался на грани остановки, хотя было инвестировано 67 миллиардов тенге бюджетных средств, или 170 миллионов долларов, по контрактам на строительство подвижного состава.
В итоге эти вагоны создали серьёзную угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта, а в Беларуси их даже стали отцеплять от составов, и КТЖ стоило немалых усилий, чтобы замять конфликт.
Позже ЗИКСТО полностью остановило производство грузовых вагонов, а переданная в управление завода Казахстанская вагоностроительная компания оказалась банкротом.