Найти в Дзене
Дядя Миша

Край земли. Териберка.

На прошлой неделе мне довелось одним днем переместиться с самого юга России, где я сейчас живу, на её крайний север. Из Ставропольского края -в Мурманск, и даже дальше – на самый край Земли, в Териберку. Многим это место известно по фильму «Левиафан», некоторые актеры даже по-настоящему прожили здесь по нескольку месяцев. Добраться до Териберки по автодороге – не так-то просто. «Яндекс карты» показывают каких-то 2,5 часа и 130 километров, и, если в километрах они точны, то в часах явно ошибаются. Добрая треть дороги лишена асфальта и на большой скорости вы разобьете машину и некоторые внутренние органы. У нас дорога заняла почти три с половиной часа. Асфальт кладут, но неспешно – километров по десять в год. Так что лет через пять – можно ожидать. Зимой дорогу иногда вовсе закрывают – метель, снежные заносы, туманы и плохая видимость могут быть тому причиной. Через несколько десятков километров от Мурманска деревья на обочинах становятся все ниже, а потом и вовсе начинается тундра, покр

На прошлой неделе мне довелось одним днем переместиться с самого юга России, где я сейчас живу, на её крайний север. Из Ставропольского края -в Мурманск, и даже дальше – на самый край Земли, в Териберку. Многим это место известно по фильму «Левиафан», некоторые актеры даже по-настоящему прожили здесь по нескольку месяцев.

Добраться до Териберки по автодороге – не так-то просто. «Яндекс карты» показывают каких-то 2,5 часа и 130 километров, и, если в километрах они точны, то в часах явно ошибаются. Добрая треть дороги лишена асфальта и на большой скорости вы разобьете машину и некоторые внутренние органы. У нас дорога заняла почти три с половиной часа.

Асфальт кладут, но неспешно – километров по десять в год. Так что лет через пять – можно ожидать.

Зимой дорогу иногда вовсе закрывают – метель, снежные заносы, туманы и плохая видимость могут быть тому причиной.

Через несколько десятков километров от Мурманска деревья на обочинах становятся все ниже, а потом и вовсе начинается тундра, покрытая мхом, травой и чахлыми, больше похожими на кусты, березками.

Зато в конце – настоящая первозданность мира. Суровое Баренцево море, холодные северные скалы, покрытые изумрудными и серебряными пятнами растительности. Здесь есть водопады и безлюдные пляжи, где можно почувствовать себя так, будто больше никого и не осталось в этом мире.

Википедия сообщает, что в Европейской части России Териберка является единственным местом, куда можно добраться по автомобильной дороге чтобы увидеть открытое Баренцево море и Северный Ледовитый океан.

Если повезет – здесь можно увидеть Северное сияние. Вокруг – море морошки, есть грибы, рыбалка. Благодаря всему этому в поселок тянется вереница туристов, появилось несколько баз отдыха, гостиниц, ресторанов. Это, конечно, позитивно сказывается на жизни поселка, но все равно назвать его хорошим местом для жилья – язык не поворачивается. Работы в поселке немного. Была надежда на строительство завода по производству сжиженного газа из нового Штокмановского месторождения, ожидалось строительство порта, новых домов и школ – но как это обернется теперь в связи с ситуацией в мире – непонятно.

В пасмурную погоду (которая здесь преобладает, как мне рассказали) пейзаж наводит уныние, заставляет задуматься о смысле бытия, так сказать. Но как же все преображается, стоит только выглянуть яркому солнцу. Изумрудная тундра, красноватые скалы, все оттенки синего и зеленого в море – это особые, северные, не яркие и не кричащие, но поражающие своей глубиной краски. И такое преображение тоже заставляет задуматься – о том ка зыбко и условно наше настроение и наше восприятие мира.

Поэтому мне кажется, что я побываю в этих местах еще раз – уже не наскоком, не с однодневным визитом а так, чтобы успеть понять и почувствовать этот первозданный северный мир.