Найти в Дзене
WAKEUPMEN CLUB

ЗАБРОШЕННАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (почти) В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ.

Оглавление

Электрозаводская железнодорожная ветка.

В июле 2022 года мы прошли по заброшенной железнодорожной ветке в Москве.

Да, да - заброшка почти в центре российской столицы.

-2

Скажу сразу - ощущения от прогулки - двоякие: с одной стороны - попадаешь лет на 30-40 в прошлое, а с другой - мусор, милиция в поисках закладчиков и забытая история.

Рассказываем где найти, как пройти и что нужно знать для того, чтобы прогулка наполнилась смыслом.

Как говорится: наш паровоз вперед лети….

Подписываясь на канал вы помогаете нам делать его лучше и интереснее. Нажмите на кнопку “подписаться” - это будет очень здорово.
Наши планируемые путешествия и мероприятия: https://wakeupmen.bitrix24.shop/
Новостная группа в Телеграм: https://t.me/wakeupmenclub
Группа в VK: https://vk.com/club195965156
Канал в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCiwLgCvlGhneO73aqyLJi0A

Предыстория, или пара слов о том, как мы узнали и зачем пошли на старую ж/д ветку.

ЭТА СТАТЬЯ не про технические детали и железную дорогу. Это про прогулки и ощущения и возможность найти интересное и необычно "рядом с домом".

При подготовке материалов для прогулки в районе метро Электрозаводская, а это я вам скажу, очень интересный район города Москвы, мы естественно не смогли обойти своим вниманием Московский Электроламповый завод.

Здание Московского Электролампового завода. (Фото автора)
Здание Московского Электролампового завода. (Фото автора)

Ну а где завод, там и подъездные пути к нему. И вот когда мы узнали о том, что уже много лет подъездные пути не используются и стоят без дела, сразу же захотелось пройти по ним и посмотреть, что там и как.

И еще один факт показался нам интересен - это связь железнодорожной ветки с несуществующей сегодня рекой Хапиловкой. Подробнее об этом читайте ниже.

Ссылку на видео прогулке ишите в конце статьи.

А так как мы любим ходить “со смыслом”, то конечно же изучили вопрос и делимся с вами короткой исторической справкой.

В конце статьи вы найдете отсылку к материалу с треком прогулки. Это на тот случай, если вы решите повторить наш путь.

ВАЖНО:

При входе на ж/д ветку и на всей её протяженности нет никаких запрещающих или предотвращающих попадание на территорию знаков и ограждений. По сути - это узкий, длинный коридор образованный заборами промышленных предприятий.

На июль 2022 года проход по ветке открыт и не связан с рисками пребывания на территории предприятий.

Единственная опасность, ожидающая туриста - мусор.

Эта ж/д ветка, действительно ПОЧТИ заброшенная. Сегодня только "Электрозавод" пользуется ею по назначению. Очень редко по ней проходят "составы" с грузом для/от "Электрозавода".
Если учитывать тот факт, что раньше это была одна из самых оживленых пром веток города, а сегодня "пару раз в месяц, в лучшем случае", ветку забросили, но не в смысле состояния (все рабочее), а в смысле частоты и объемов использования.

Немного справочной информации о Московском Электроламповом заводе.

Комплекс зданий, построенных в 1916 году по проекту архитектора Г. П. Евлавнова, изначально предназначался для Товарищества «Проводник», эвакуированного из Риги во время Первой Мировой Войны.

Величественный неоготический корпус завода стал лучшей работой Георгия Евланова, но, к сожалению, из-за случившейся революции, здание было построено с множеством упрощений как минимум в оформлении фасадов.

В 1928 году в здании заработал Московский Электрозавод.

В 1939 году Электрозавод разделился на Московский электроламповый завод (МЭЛЗ), Завод автотракторного электрооборудования (АТЭ-1), Московский прожекторный завод и Московский трансформаторный завод. Все они занимали одно огромное здание.

Как и многие советские предприятия, в настоящее время заводы, расположенные ранее на территории МЭЛЗ, не работают, а площади сдаются в аренду.

Сейчас реально функционирует только Московский трансформаторный завод (ныне - холдинговая компания «Электрозавод»).

Но во времена расцвета производства - завод был одним из ведущих предприятий отрасли и давал работу тысячам людей.

Как любое крупное предприятие завод нуждался в надежной и удобной транспортной системе (завоз сырья, вывоз готовой продукции).

Железная дорога, как ничто другое, идеально удовлетворяла потребности большинства крупных предприятий.

Уже в 1927 году была построена Электрозаводская железнодорожная ветка, соединяющая предприятия расположенные в районе м. Электрозаводская со станцией Черкизовская МК МЖД.

Удобнее всего начинать прогулку от м. Черкизовская (МЦК Локомотив). (Фото автора)
Удобнее всего начинать прогулку от м. Черкизовская (МЦК Локомотив). (Фото автора)

Как вы уже догадались, ж/д ветка обслуживала не только МЭЛЗ, но и другие предприятия, расположенные в районе: Семёновская мануфактура, фабрика «Освобождённый труд» и др.

Ветка имеет протяженность почти 4 км.

Начинается от ст. ЖД Черкизовская и заканчивается на территории МЭЛЗ.
Начинается от ст. ЖД Черкизовская и заканчивается на территории МЭЛЗ.

Такая причудливая кривизна ветки объясняется тем, что при строительстве ее проложили вдоль русла реки Хапиловки, заключённой в 1970-е годы в коллектор.

Строительство коллектора реки Хапиловка. Фото: 1969-1975 гг.
Строительство коллектора реки Хапиловка. Фото: 1969-1975 гг.

По сути, сегодня ж/д ветка является " Проекцией" реки Хапиловки. От ее истока до места впадения в р. Яуза.

Хаполовский пруд. 1910-1914 гг. Вид со 2-й Пугачевской ул. на противоположном берегу - позже прошла ж/д ветка.
Хаполовский пруд. 1910-1914 гг. Вид со 2-й Пугачевской ул. на противоположном берегу - позже прошла ж/д ветка.

Ветка была электрифицирована на напряжение 550 вольт постоянного тока и стала первой электрифицированной железной дорогой в СССР.

Уже во время строительства, район, по которому была проложена ветка, был довольно развит и населен. Поэтому, строители ветки создали 4 переезда через нее:

  1. Пересечение с Окружным проездом;
  2. Пересечение с ул. Измайловский вал;
  3. Пересечение с ул. Девятая рота;
  4. Пересечение с ул. Электрозаводская.

Что интересно, так это то, что на пересечении с улицами Электрозаводская и Измайловский вал были организованы трамвайно-железнодорожные переезды, причём на последнем до 1950-х гг. действовало соединение с трамвайной сетью (трамвай мог заехать на ветку и далее на территорию МЭЛЗ за продукцией заводов, предназначенной для трамвайного депо.

Трамвайный переезд на ул. Измайловский вал. (Фото автора)
Трамвайный переезд на ул. Измайловский вал. (Фото автора)

Для работы на Электрозаводской ветке были собраны двухосных электровоза ГЭТ.

Проектирование электровозов было осуществлено на Мытищинском заводе в содружестве с московским заводом «Динамо». Так же в содружестве этих двух предприятий осуществлялся в начале и выпуск этих электровозов. Причём Мытищинский завод выпускал рамы с кузовами и механическим оборудованием, а завод «Динамо» монтировал электрооборудование. Первые электровозы были выпущены в 1926-1927 годах в количестве 7 штук, три из которых поступили в Баку, где использовались для маневровой работы в трамвайном депо и для перевозки грузов по трамвайным линиям. Остальные электровозы поступили на подъездные пути и ветки завода «Динамо» и Московского электролампового завода.

Электровоз серии ГЭТ. (Экспонат музея РЖД в СПб).
Электровоз серии ГЭТ. (Экспонат музея РЖД в СПб).

С 1950-х до середины 1980-х гг. электрозаводская ветка была загружена на полную и на 100% оправдывали ее существование.

В 1986 году электровозы были заменены на тепловозы. (Вот такая вот эволюция)

Причиной этого стал общий износ и аварии с подвижным составом.

В настоящее время сохранился только один электровоз ГЭТ. В 2000-х гг. он был найден на задворках ж/д ветки, восстановлен и занял место в музее РЖД на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге, а позже перебрался в Музей железных дорог России, расположенный на Балтийском вокзале в СПб.

Я вам настоятельно рекомендую посетить этот музей. Вот ссылка: https://rzd-museum.ru/

Электровоз ГЭТ-2 за работой на электрозаводской ветке. Фото: конец 1970-х гг.
Электровоз ГЭТ-2 за работой на электрозаводской ветке. Фото: конец 1970-х гг.

В постперестроечное время судьба железнодорожной ветки повторила судьбу обслуживаемых ею предприятий: объем производства и перевозок упал, и, в конце концов сошел на нет.

Ветка была закрыта, оборудование демонтировано.

Ответвление подъездных путей на предприятие. (Фото автора)
Ответвление подъездных путей на предприятие. (Фото автора)

Удивительно - как и почему уцелели шпалы и рельсы. Все находится в хорошем состоянии и кажется пригодным для эксплуатации.Может быть все ще заработает?)

Пройдясь по ветке можно наглядно увидеть и изучить:

Типы шпал (деревянные и железобетонные).

Встреча деревянных и ж/б шпал. (Фото автора)
Встреча деревянных и ж/б шпал. (Фото автора)

Типы рельсовых скреплений. (Статью о разных типах рельсовых скреплений - читайте на нашем канале. Ссылка на статью: https://zen.yandex.ru/media/id/5f58b643028fd3562a7d0e56/62e6c70da04d7921a3c68838.

Мы увидели 4 из 5 упомянутых в статье типов рельсовых скреплений).

Клеммно-болтовое рельсовое скрепление. (Фото автора)
Клеммно-болтовое рельсовое скрепление. (Фото автора)

Железнодорожную стрелку.

Железнодорожная стрелка. (Фото автора)
Железнодорожная стрелка. (Фото автора)

Светофоры и другое ж/д оборудование.

Организацию переездов и подъездных путей.

В общем - не просто прогуляться , но и просветиться)))

Ты наверное знаешь:

Железнодорожный СВЕТОФОР — устройство для видимой сигнализации на железных дорогах, подающее сигналы в любое время суток только светом огней (цветом, миганием, числом, расположением огней).
Светофоры предназначены для членов локомотивной бригады или для машиниста подвижного состава. Железнодорожные светофоры предназначены для регулирования движения поездов, маневровых составов т т.п.
Входной светофор «советского образца»
Входной светофор «советского образца»
В зависимости от цвета и кмбиации сигналов светофоры могут информировать об очень шировокм спектре событий.
Зелёный — разрешается движение с установленной скоростью, следующий светофор открыт.
Жёлтый — разрешается движение с готовностью остановиться.
Красный — Стой! Проезд запрещён.
Лунно-белый мигающий — пригласительный сигнал, позволяет поезду проследовать светофор с красным запрещающим сигналом (или с погашенными вследствие неисправности огнями) и следовать со скоростью не более 20 км/ч до выходного светофора.
Два жёлтых, из них верхний мигающий (ЖмЖ) — разрешается движение с уменьшенной скоростью с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор открыт.
и т.д.

Далее - небольшой фоторепортаж о прогулке.

А ссылка на трек - в конце статьи.

Фоторепортаж:

Как я уже писал ранее, удобнее всего начинать путешествие от м. Черкизовская (МЦК Локомотив).

Нам потребуется 10-15 минут, что бы дойти до точки начала маршрута по полотну ж/д ветки.

Первым делом, пройдем под Щелковским шоссе, используем для этого проход под эстакадой.

Проход под эстакадой Щелковского шоссе. (Фото автора)
Проход под эстакадой Щелковского шоссе. (Фото автора)

Пройдем еще метров 100 по Окружному проезду и мы у цели - вот начало нашего маршрута.

Позади осталась станция метро. (Фото автора)
Позади осталась станция метро. (Фото автора)
Начало путешествия. Пересечение ветки с Окружным проездом. (Фото автора)
Начало путешествия. Пересечение ветки с Окружным проездом. (Фото автора)

Впереди - 4 км. железной дороги.

Весь маршрут проходит по полотну железной дороги, зажатому с двух сторон заборами предприятий или гаражей.

С одной стороны стена склада, с другой забор предприятия. (Фото автора)
С одной стороны стена склада, с другой забор предприятия. (Фото автора)
Иногда забор напоминает забор режимного объекта. (Фото автора)
Иногда забор напоминает забор режимного объекта. (Фото автора)
А иногда - модное арт пространство.
А иногда - модное арт пространство.
В некоторых местах все обветшалое и заросшее. (Фото автора)
В некоторых местах все обветшалое и заросшее. (Фото автора)
А в некоторых ухоженное и чистое.
А в некоторых ухоженное и чистое.
На пути вы встретите разнообразное железнодорожное оборудование, что вполне ожидаемо.
На пути вы встретите разнообразное железнодорожное оборудование, что вполне ожидаемо.

Ты наверное знаешь:

Семафор  — механическое средство сигнализации для подвижного состава на ж/д.
Состоит из металлической мачты, несущей одно, два или три сигнализирующих крыла и сигнальные фонари. К крыльям семафора во многих системах сигнализации жёстко прикреплены светофильтры со стёклами различных цветов. Перемена положений крыльев и огней производится сигнальным приводом, состоящим из лебёдки и гибкой тяги.
-25
В разговорной речи семафорами часто называют также и железнодорожные светофоры.), что с технической точки зрения категорически неправильно.

А вот некоторые объекты окажутся неожиданными.

Голубятня. (фото автора)
Голубятня. (фото автора)

В общем - 4 км. пролетят незаметно.

И вот уже перед нами Электрозаводская ул.

Пост дежурного по переезду. Пересечение с Электрозаводской улицей. (Фото автора)
Пост дежурного по переезду. Пересечение с Электрозаводской улицей. (Фото автора)
А вот за теми воротами Электрозавода железнодорожная ветка заканчивается.
А вот за теми воротами Электрозавода железнодорожная ветка заканчивается.

На мой взгляд - отличная и поучительная прогулка, которая станет поводом обсудить с вашими детьми, если они составят вам компанию, “как было при СССР и почему все закончилось”.))

Хороших вам прогулок.

Нажав на кнопку “нравится” (лайк) - вы помогаете другим узнавать о канале.
Если вам понравилась публикация - поделитесь ею с друзьями.
Если вы подпишитесь на наш канал, то сможете своевременно узнавать о новых публикациях.
ВАЖНО: подписываясь на канал вы помогаете его развитию.
ВАЖНО: делясь информацией о канале, вы помогаете ему расти и становиться более интересным.
ОЧЕНЬ ВАЖНО: предлагайте темы и события. Мы всегда рады....
Наши планируемые путешествия и мероприятия: https://wakeupmen.bitrix24.shop/
Новостная группа в Телеграм: https://t.me/wakeupmenclub
Группа в VK: https://vk.com/club195965156
Канал в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCiwLgCvlGhneO73aqyLJi0A

Трек для прохождения маршрута - см. по ссылке (доступно только для подписчиков канала): https://zen.yandex.ru/media/id/5f58b643028fd3562a7d0e56/62e8c4d33208252320f639e9

Видео о нашей прогулке смотрите на канале WakeUpMen в Дзен: https://zen.yandex.ru/video/watch/62eba7e920d4ea1787a22f92

или на YouTube: https://youtu.be/QIU5B_1eNj8