Россия и Иран являются государствами, чей исторический путь предопределил их сближение. Это произошло задолго до 2022 года, и было вызвано целым рядом причин. В-первую очередь, эти причины представляют собой односторонние дискриминационные меры, в недружественных странах их считают обоснованными санкциями. Данные меры действуют в отношении обеих стран-партнеров, однако, существует существенная разница при очевидных параллелях.
Россия и Иран являются государствами, чей исторический путь предопределил их сближение. Это произошло задолго до 2022 года, и было вызвано целым рядом причин. В-первую очередь, эти причины представляют собой односторонние дискриминационные меры, в недружественных странах их считают обоснованными санкциями. Данные меры действуют в отношении обеих стран-партнеров, однако, существует существенная разница при очевидных параллелях.
Исламская Республика уже более 42-х лет с 1979 года живет под беспрецедентным давлением враждебных санкций, но, не смотря на, такое положение ИРИ выработал максимально автономную экономическую и производственную среду. По тому же пути следует идти и России, с учетом отсутствия видимой перспективы снятия санкций, а прослеживается тенденция к их планомерному усилению.
В Иране неуклонно растет инфляция, национальная валюта – риал многократно обесценился за годы экономической войны с недружественными странами, до 2021 года ВВП стабильно снижался, однако, нельзя недооценивать экономику и возможности Исламской Республики. Внешняя торговля страны ушла в серую зону, в особенности это касается наиболее доходной части страны в лице нефти — и газодобывающих отраслей экономики. Иран успешно продает свои ресурсы своим партнером, в первую очередь в лице Китайской Народной Республики. КНР, исходя исключительно из своих национальных интересов, игнорирует те санкции, которые мешают покупке всего необходимого у Ирана. При этом Китай инвестирует в различные сферы иранской экономики, особенно в рамках подписанного весной 2021 года Договора о всестороннем сотрудничестве сроком на 25 лет. Серые схемы ввоза санкционной продукции для потребительского рынка страны и вывоза на экспорт продуктов иранского производства подставными фирмами и различными способами подобного рода позволяет держать экономику страны на плаву и даже ожидать роста в 2022 году на 2,4 % по данным Всемирного банка из отчета «Глобальные экономические перспективы». С учетом уникальной постковидной обстановки на мировых рынках ресурсы и постепенного восстановления производств, требующих новые ресурсы в ряде стран от Индии до Китая, Иран как и Россия может рассчитывать на рост собственного добывающего сектора для удовлетворения запроса партнеров.
Кроме того, не смотря на все давление санкций Евросоюза и США Тегеранская биржа (TSE) показывает уверенный рост, а продолжительность жизни населения растет. Однако, феномен теневой экономики Ирана, не позволяет однозначно оценивать перспективы и возможности страны, так как ряд аспектов не представляется возможным знать наверняка.
За опытом Исламской Республики со вниманием наблюдает Российская Федерация, в 2022 году определенном плане экономика РФ столкнулась с тем, что пришлось пережить иранскому партнеру за последние десятилетия. Приблизительно сейчас против РФ введено более чем 5,5 тысяч санкций, в то же время против ИРИ 3.6 тысяч. Это говорит характера давления, который не имеет аналогов в современной политической истории.
Общий для России и Ирана логистический проект в виде транспортного торгового коридора «Север-Юг», является одним из ключевых факторов сближения двух стран, данный проект является столь же значимым, как и китайская инициатива «Один пояс, один путь». В этом проекте заинтересованы многие региональные и игроки от Индии до Объединенных Арабских Эмиратов. Короткий маршрут в Иран с выходом на южные порты страны, такие как Бендер – Аббас, позволит РФ нивелировать нарушение транспортных маршрутов через страны Европейского союза. Благодаря реализации данного проекта РФ в будущем удастся диверсифицировать экспорт своей продукции в дружественные страны и увеличить объемы параллельного импорта. Полноценное воплощение в жизнь данной инициативы стоит на повестке двустороннего сотрудничества двух стран и заинтересованность партнеров невозможно переоценить.
Импортозамещение на сегодняшний день наиболее актуально для России, так как локальные производители не имеют возможности заполнить освободившееся место от ушедших брендов на российском рынке потребительских и промышленных товаров, в особенности речь идет о товарах высокотехнологического характера в сфере электроники.
В этой связи прямо прослеживается параллель с иранским внутренним рынком, где присутствуют многие бренды, зачастую даже без официальной осведомленности их руководства, значительная часть иранцев могут приобрести при наличии средств все необходимое. Такой результат был бы невозможен без выстраивания импорта с помощью заинтересованных стран партнеров, которыми для Ирана являются ОАЭ, Китай, Индия и другие. Большая часть товаров закупается именно в этих странах. Такой сценарий является руководством к действию и для России. В случае РФ партнеры в лице Казахстана, и Китая, помогут в обеспечении страны необходимой продукцией. Однако, о точных сроках налаживания полноценных каналов поставок говорить преждевременно, учитывая то, как компании, из соседних государств, стараются не попасть под вторичные санкции США, ЕС и их союзников. Сам Иран готов замещать часть продукции бытового сектора, образцами собственного производства, и уже в июле 2022 года Судоходные линии Исламской Республики Иран выделили 300 контейнеров для перевозки грузов в Россию по маршруту «Север-Юг».
И наконец, актуальным аспектом для сближения в сфере экономики двух стран остается их общее стремление к дедоларизации экономики. И РФ и ИРИ снижают объемы резервом валюты недружественной страны в свих внешних и внутренних экономических операциях, а также исключить как Доллар, так и Евро из своих международных финансовых резервом. Такой амбициозной цели можно будет достичь через ведение расчетов в национальных валютах со странами партнерами, так и использованием валюты независимой от воли недружественных стран, в данном случае речь идет о китайском юане. Доля юаня в международной финансовой системе неуклонно растет, и хотя речь не идет о замещении доллара в целом, но создание региональной валютной зоны с преобладанием юаня и национальных валют, таких как российский рубль и иранский риал в краткосрочной перспективе возможно.
Первым шаг в построении независимой экономики и торгово-финансовых отношений между Ираном и Россией уже вышел на стадию реализации, расчеты в национальных валютах позволят увеличить объемы сотрудничества в торговле и не только в ближайшие годы кратно. Также, будет реализован баланс во взаимном экспорте между странами, который сейчас идет преимущественно из РФ.
В данном контексте в интервью информационно-аналитическому агентству Вестник Кавказа политолог, эксперт международного дискуссионному клуба «Валдай» отметил роль данного сотрудничества и важность взаимных расчетов в национальных валютах между РФ и ИРИ.
«Расчеты в рублях и риалах пойдет на пользу обеим странам, поскольку привязка к доллару так или иначе влияет на рост товарооборота негативно, а использование национальных валют обеспечит позитивную динамику в развитии наших двусторонних отношений. Обе национальные валюты при этом укрепятся, в чем, кстати, иранцы очень нуждаются, а рублю такой шаг добавит экономического престижа», — отметил Фархад Ибрагимов, политолог, эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай».
«Будучи независимыми от решений американского регулятора (по воле которого дорожает и дешевеет доллар), Иран и Россия смогут более стабильно развивать торгово-экономические связи, наращивать товарооборот. По итогам прошлого года он превысил $4 млрд, и это далеко не предел. Надо сказать, что Иран довольно давно проводит политику перехода на национальные валюты, больше 10 лет, республика уже рассчитывается в юанях с Китаем, и вот теперь наконец-то удалось договориться о таком же шаге с Россией, которая усилила курс на независимую экономическую политику в этом году. Привязка к доллару так или иначе подразумевает зависимость от американских финансовых институтов, и отказ от нее укладывается во внешнеэкономические подходы и Москвы, и Тегерана», — подчеркнул политолог.
Российскую Федерацию и Исламскую Республику Иран связывают общее будущее экономического взаимодействия, и богатое на успехи прошлое взаимовыгодного сотрудничества. Экономическое партнерство двух стран, и взаимное стремление политического руководства максимизировать результаты данных отношений позволяет прогнозировать через область экономики сближение в области политики. Параллели в стратегиях по обеспечению экономического национального суверенитета дают возможность учится на ошибках друг друга и заимствовать опыт отработанные методы в новой обстановке на международной арене. При удачном стечении обстоятельств и благоприятных факторов России удастся построить независимую экономику и устранить последствия свежих санкций, а Ирану сохранить имеющийся плацдарм и увеличить его. Ключ к успеху лежит в двустороннем партнерстве, и данный успех уже осязаем.