Найти тему
Без музыки совсем не то

Альбом Iron Maiden «The Number of the Beast», 1982 г. – вершина всемирного хэви-металла

В 1981 году почти неизвестная тогда в мире британская панк-рок-металлическая группа «Iron Maiden» сочинила и обкатала на концертах песни для нового, третьего по счету альбома, а в самом начале 1982-го записала его в студии и выпустила под названием «The Number of the Beast». И эта пластинка практически мгновенно забросила группу на самую вершину всемирного хэви-металла.

Российский выпуск альбома Iron Maiden «The Number of the Beast», 1982, лейбл Gala Records. 1994 г.
Российский выпуск альбома Iron Maiden «The Number of the Beast», 1982, лейбл Gala Records. 1994 г.

Об альбоме группы Iron Maiden «The Number of the Beast» уже написано так много, что просто нет смысла все эти сведения пересказывать. Но все же есть такие моменты, связанные с созданием и раскруткой этого альбома, упомянуть о которых все же надо.

Не знаю, как там на Западе, но у нас в СССР этот альбом в 1982 году на «тучах» наделал немалого «шороху». По крайней мере, до самого конца 1983-го, пока не появился «Piece of Mind», это была чуть ли самая продаваемая пластинка, например, лично я летом 1982-го продал на «туче» в Одессе не совсем свежий диск без вкладки за 70 полноценных советских рубликов. При этом покупателя мне ждать долго не пришлось – желающих сразу оказалось много, и кто не успел – тот опоздал.

На видео: концерт Iron Maiden в 1982 году с тем же составом музыкантов, каким был записан альбом «The Number of the Beast»

Да, альбом этот и на самом деле выдающийся. Я не скажу, что предыдущие два были хуже - на них спрос тоже был немалый, как и на концертный мини-диск «Maiden Japan», вышедший в конце 1981 года. Но все же «The Number of the Beast» был гораздо популярнее. Если сравнивать его с другими альбомами, то только два первых могут к нему приблизиться по убойности, ну, еще и «Powerslave». Остальное всё на любителя, потому что по ним имеется множество спорных моментов.

"Мэйдены" в 1982 году, на вершине всемирной славы
"Мэйдены" в 1982 году, на вершине всемирной славы

А вот по «The Number of the Beast» никаких спорных моментов нет – это был как свежий ураган в затхлой атмосфере остатков всем надоевшего хард-рока и прог-рока 70-х, и даже панка, который на все эти остаточные рок-явления в начале 80-х очень сильно влиял. Кстати, может кто не знал, но первые два альбома Iron Maiden в британских музыкальных изданиях неизменно проходило по графе именно панк-рока.

Но «The Number of the Beast» к панк-року отнести уже никак не получалось, потому что, несмотря на многие сходные с первыми альбомами музыкальные конструкции, это уже был чистейший хэви-метал, который как раз в те годы успешно развивали немцы «Accept» и «Scorpions», а также швейцарцы «Krokus». Даже английские «Присты» к этому моменту успели сделать целых три хэви-металлических альбома, но только когда вышел «The Number of the Beast», всем в округе стало понятно – хэви-метал наконец-то оформился как отдельный стиль, и в чартах всех стран, которые имели возможность их публиковать, появился раздел «нeavy-metal».

Интересно, что Ларс Ульрих, будущий барабанщик Metallica, бывал на концертах «Мэйденов» в начале 80-х, и именно с них он писал лекала для будущей музыки своей будущей группы. Но когда вышел «The Number of the Beast», то все пришлось переписывать заново, и около половины песен на первых альбомах «Металлики» демонстрируют довольно сильное влияние именно этого альбома «Мэйденов».

Ларс Ульрих демонстрирует свой самый любимый альбом "Мэйденов"
Ларс Ульрих демонстрирует свой самый любимый альбом "Мэйденов"

Есть немало мнений, почему «The Number of the Beast» получился таким непохожим на предыдущие альбомы группы, и далеко не всегда это связывается со сменой вокалистов, по манере пения и вокальным данным друг на друга совершенно не похожих. Стив Харрис озвучил свою версию, которой можно верить, потому что он – единственный с 1975 года участник Iron Maiden, он менял музыкантов как перчатки, и к 1982 году их переиграло в группе уже около двух десятков. И с каждым сочинялись новые песни, и с каждым они исполнялись на многочисленных концертах, и к моменту записи первого альбома их собралось столько, что они все на дебютник просто не влезли.

Конверт британского выпуска альбома Iron Maiden «The Number of the Beast», 1982
Конверт британского выпуска альбома Iron Maiden «The Number of the Beast», 1982

Таким образом для первого альбома был использован старый, хорошо обкатанный материал. Этого материала много осталось и для второго альбома – больше половины песен «Киллерса» тоже состояли из старого, обкатанного материала, а четыре новые песни – это просто довольно неглубокие переработки старых идей.

Но вот когда пришла пора записывать третий альбом, не осталось не только старого материала, но и никаких идей. Тут еще постоянные проблемы с Полом Ди Анно, поиски нового вокалиста, довольно жесткие протесты старых фанатов, которые грозили группе остракизмом, если музыканты хоть на йоту сменят стиль. К тому же Дикинсон очень сильно не нравился менеджеру группы Роду Смаллвуду, от которого очень сильно зависел весь дальнейший ее успех. Короче, «Мэйдены» оказались под кругосторонним прессом, и потому следовало шевелиться.

Лейблы британского выпуска с двух сторон пластинки
Лейблы британского выпуска с двух сторон пластинки

Но выручил Мартин Берч, продюсер группы, который собаку съел на проблемах многочисленных своих подопечных, начиная с Deep Purple и The Groundhogs, и заканчивая Rainbow, Wnitesnske и Black Sabbath. Он посоветовал музыкантам расслабиться и сочинять что придется, а уже попутно выбирать из кусков новых идей интересные моменты, которые он брался оформить так, чтобы их этого всего вышла музыка высшего качества. Как пример, он привел некоторые крутые немецкие хэви-металлические банды, которые как раз в это время набирали обороты, но не были еще слишком успешными. И слава Богу, постоянно приговаривал он, что группу покинул панк-рокер Пол Ди Аннно, с которым никакого металла не сварить хоть 100 лет.

Внутренний конверт для пластинки
Внутренний конверт для пластинки

Времени для записи альбома было мало, и почти все песни, кроме двух («The Number of the Beast» и «Gangland») были написаны и скомпонованы в конце ноября 1981 года, а затем усиленно обкатывались в декабре на концертах. В январе «Мэйдены» засели в студии, и к февралю альбом был готов. Мартин Берч сотворил буквально чудеса со звуком, превратив остатки панк-рока, который был свойственен музыке группы благодаря Полу Ди Анно, в чистый хэви-метал. Как результат – 1-я позиция в британских чартах и 33-я – в американских. Да и в чартах других стран альбом попал в первые 10-ки и 20-ки, что для не сильно известной на мировом рынке рок-группы было просто шикарно.

Вырезка с задней части конверта с информацией по музыкантам и трекам
Вырезка с задней части конверта с информацией по музыкантам и трекам

Именно эти результаты как бы во мгновение ока сделали Iron Maiden законодателем мод в хэви-металле, и ни одна другая группа очень долго не могла ее в этом качестве побить, по крайней мере, все 80-е годы «Мэйдены» были №1. Практически все тяжелые рок-группы, впоследствии ставшие звездными, считали альбом «The Number of the Beast» самым настоящим руководством к действию в собственном развитии.

Российский выпуск альбома на Gala Records. 1994 г.
Российский выпуск альбома на Gala Records. 1994 г.

Правда, Iron Maiden недолго держали такой темп, и хотя не собирались менять выбранное направление, все же расслабились. Следующий альбом «Piece of Mind», записанный в 1983-м, хоть и стал гораздо более успешным в США и только чуть менее успешным в Великобритании, все же был более расслабленным и простым в музыкальном плане и не показал того сложного саунда, которым прославился предыдущий альбом. Но американцам он понравился и в таком виде, тем более они привыкли доверять уже раскрученным группам, хоть бы и заморским.

Лейблы российского выпуска
Лейблы российского выпуска

Но вот у нас в СССР этот альбомчик хоть и пользовался популярностью, но знаковым, как «The Number of the Beast», он не стал. Боливар, как известно, не вынесет двоих, и альбом 1983 года стал просто очередной записью прославленных на весь мир британских хэви-металлистов.

Внутренний конверт пластинки для российского выпуска. Сделан как фирменный, даже бумага хорошая
Внутренний конверт пластинки для российского выпуска. Сделан как фирменный, даже бумага хорошая

В 1984-м году «Мэйдены» попытались исправить положение, приступив к записи нового материала более серьезно, и выдав гораздо более крепко сбитый и более скоростной «Powerslave», и тот хоть улучшил позиции в мировых чартах по классу «хэви-метал», но все равно не стал таким же бескомпромиссно хэви-металлическим, как «The Number of the Beast».

Ну, а дальше пошла уже сплошная коммерция, которая привела в итоге группу к потере «платинового» статуса в США, и хотя в Великобритании новые альбомы группы по-прежнему становились золотыми, тем не менее, это был уже совсем нет тот хэви-метал.

Но это уже совсем другая история, которую я продолжу в некоторых следующих своих публикациях, потому что Iron Maiden – это все же Iron Maiden, и какие-то альбомы могут мне не нравиться, но это вовсе не значит, что они не заслуживают всяческих почестей.

Трек-лист

Сторона 1:

1). Invaders (3:20) «Захватчики». Шедевр, мне он никогда не надоедает, уже почти 40 лет. Написал Стив Харрис единолично.

2). Children of the Damned (4:34) «Дети проклятых». Тоже шедевр, но имеет свойство периодически надоедать Написал его опять Стив Харрис.

3). The Prisoner (5:34) «Заключенный». Отличный хэви, никогда не надоедает. Авторы – Смит и Харрис.

4). 22 Acacia Avenue (6:34) «Проспект Акации, 22». А это такой шедевр, что его можно слушать каждое утро при подъеме и каждый вечер перед отбоем. Хоть 40 лет подряд. Написали Харрис и Смит.

Сторона 2:

5). The Number of the Beast (4:25) «Число зверя». Трижды шедевр, но надоедает периодически именно из-за своей шедевральности. Автор – Харрис.

6). Run to the Hills (3:50) «Бег к холмам». То же самое – и трижды шедевр, и надоедает, и Харрис снова автор.

7). Gangland (3:46) «Преступный мир». Не совсем типичная для альбома песня, написанная Смитом и Барром. Но не надоедает никогда.

8). Hallowed Be Thy Name (7:08) «Да святится имя Твое». 100 раз шедевр. Если и надоедает, то только очень и очень редко. Написал Харрис.

Бонус:

9). Total Eclipse (4:26) «Полное затмение». А это вообще песня-недоразумение, не люблю ее, хотя инструментальный проигрыш в середине – неплохой. Написали Харрис, Мюррей и Барр.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО ОБ IRON MAIDEN НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Iron Maiden «Powerslave», 1984 г. ~ последний прорыв группы, а дальше пошли эксперименты и коммерция

Как мы в 1983 году купили два новейших альбома «Iron Maiden» и «Pink Floyd» за дорого, и как сильно пожалели

Iron Maiden «Killers», 1981 г. ~ последний оригинальный альбом популярной не по последним заслугам рок-группы

Iron Maiden 1980 года ~ «очень дикий» альбом, «очень дикая» группа, «очень дикий» панк-рок на грани металла, или наоборот

«Iron Maiden» давно уже исписались, и их первые альбомы продаются лучше, чем последние