«Зачем воспитателям дошкольных групп проводить исследования? У них и так много работы», – можете подумать вы. Но оказывается, что повседневная образовательная практика не может обойтись без этого.
Хороший педагог постоянно наблюдает за детьми и обнаруживает вопросы, важные для понимания их развития и собственной деятельности: «Дети вроде бы играют: договариваются о сюжете, действуют из роли, используют предметы-заместители. Но меня что-то настораживает, их игре чего-то недостает». Или: «Почему на утреннем круге дети отвечают на мои вопросы очень коротко, односложно? У них не развита речь или это я задаю вопросы, на которые им неинтересно отвечать?» Хороший педагог строит гипотезы: «А что, если я сделаю так? Решит ли это проблему?» Хороший педагог проверяет свои гипотезы на практике и смотрит, сработало или не сработало. Конечно, все это не научное исследование с большими данными, а практическое – исследование в действии. Этот метод анализа своей практики объединил педагогов дошкольных групп Москвы и других регионов (всего более 50 человек) в сетевое сообщество.
«Исследование в действии» (Action research) – известный во всем мире уже несколько десятилетий метод развития качества образования: документирование и рефлексивный анализ педагогами своей повседневной деятельности, связанной с решением возникающих в работе с детьми или родителями проблем. Он предполагает обсуждение случаев из практики (кейсов) с коллегами, обмен идеями о том, какой педагогический ход сработал или может сработать в возникшей ситуации, как увидеть, что этот шаг дал необходимый эффект. Исследование в действии фокусируется не на дефицитах практики, а на ее развитии. Суть метода – сделать изменение практики видимым, осмыслить его и вдохновить других педагогов на свой шаг в развитии.
Идея поддержки педагогов и педагогических команд, использующих метод «исследование в действии», легла в основу нового формата сотрудничества Московского городского педагогического университета с образовательными организациями – создание сети партнерских площадок. Университет взял на себя функцию модератора обсуждений того, как меняются практики в ключевых аспектах своей работы. Обобщая такой практический опыт на теоретическом уровне, университет разрабатывает вопросы новой дидактики дошкольного образования.
По итогам модельные исследовательские кейсы будут опубликованы в приложении к книге «Современный детский сад: Универсальные ориентиры дошкольного образования» (вышла в 2021 году, авторы – сотрудники лаборатории развития ребенка МГПУ, курирующие работу сетевого сообщества). К слову, эта книга стала настольной для многих дошкольных практиков не только в Москве, но и по всей России.
Участники проекта видят много плюсов от использования метода «исследование в действии». Педагогам разбор кейсов позволяет посмотреть на каждого ребенка индивидуально, уйти от оценочных суждений и перейти к продуктивному решению ситуации с коллегами и родителями. Еще один очевидный плюс – возможность проанализировать свою практику, «подсветить» проблему и разделить ее на части, решать последовательно, а это еще и способ «прокачать» навык наблюдения и профессионального мышления. Все это принципиально важно для методической работы с коллективом.
А отмечают ли какие-то эффекты воспитатели, участвующие в проекте?
– Для нас это наблюдение за детьми и оказание им помощи, – объясняют воспитатель Валентина Коваленко и методист Ирина Приходько из школы №2031. – Каждый ребенок нуждается в качественном педагогическом наблюдении. На первый взгляд это обычный «удобный» ребенок. Но… Один нуждается в активной педагогической поддержке, а другому она нужна невидимой нитью.
– Работа над кейсом помогла в каждой ситуации увидеть уникальность и структурированно работать в выбранном направлении, дала опыт глубокого осмысления возникшей проблемы, которая раньше могла бы быть незамеченной, – считают воспитатели Надежда Цыганова и Яна Коротун, а также методист Марина Шлямова из школы №2117.
– С участием в проекте мы стали выходить за рамки занятий, уходить от шаблонов к личному опыту детей, – отмечают воспитатели Алла Улусой и Анна Лебедева, а с ними и методист Людмила Урсуленко из Павловской гимназии.
Сетевое сообщество дошкольных практиков ежегодно пополняется. Этому способствует Межрегиональный симпозиум практик – партнерских площадок МГПУ «Action research – Исследование в действии», который проходит в апреле и октябре. Открывая первую встречу 17 апреля 2021 года, ректор МГПУ Игорь Реморенко подчеркнул важность сотрудничества ученых и практиков для построения современного качественного образования, для осмысления практического опыта и его теоретического обобщения.
Очные встречи участников проекта продолжаются. На них обсуждаются уже проработанные кейсы участников проекта и новые возможности для только что присоединившихся участников. Формирование исследовательских компетенций педагогов – один из важнейших способов повышения качества образования.
Татьяна ЛЕ-ВАН, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».