Это последняя статья из серии «Реальных проблем образования». Статья, которой я хочу поставить точку десятилетнему исследованию. Поиску ответа на вопрос: «Как давать знания абсолютно разным детям и при этом получить результат?»
Мы последнее время очень мало уделяем внимания построению речи, ее динамике и всем остальным составляющим. Слова, в обыденной жизни, начинают терять для нас смысл.
Специалисты, работающие с людьми, должны в совершенстве владеть ораторским искусством. К ним, в первую очередь, относятся педагоги. В этой работе я хочу рассмотреть основные составляющие, необходимые для построения речи педагога. Части скелета, которые нужны вам для того, что бы быть услышанными всеми.
1. Конкретность и образность ключевых слов.
Понимание значения слова зависит от частоты его употребления в речи, самой речи и от контекста.
Важно, что понимание текста носит активный поисковый характер. Естественно, чем сложнее формальная структура фразы, тем более затруднено понимание смысла.
Вероятностные связи смысловых единиц текста различны: в одних случаях достаточно только начать фразу, чтобы стало понятным, чем она закончится, в других случаях начало фразы ещё не определяет её конца. И чем меньше вероятность появления тех ассоциаций, которые вызываются контекстом, тем больше требуется активный анализ текста.
Это значит, что при построении какого-либо определения, фраза должна быть проста, понятна и должна вызывать конкретные образы.
Вспомните блоковское: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека..» - перед мысленным взором сразу возникает почти осязаемая картина. Этого не скажешь о такой сентенции: « Проблемы интенсификации и повышения эффективности в агропромышленном комплексе»…
Учитель должен в совершенстве владеть языком детей, что бы их языком расшифровывать научные определения и операции. Некое раздвоение, когда ты говоришь научную фразу, зная как ее перевести на язык ребенка. Но самое главное, смотрите детям в глаза, и вы увидите, понятна ли им ваша расшифровка. Если непонятна, нужно срочно подбирать другое объяснение.
Для того чтобы овладеть языком детей, нужно их слышать. Ребенок запоминает понятие или операцию по своему, а потом только начинает говорить вашим языком.
Я поясню: дробная черта – палочка, не вертикальная или горизонтальная палочка, а просто палочка; деление – две точки и т.д. Поэтому при объяснении вы должны рядом со словом дробная черта ставить слово палочка. Любое понятие, действие или операция должны быть переведены на детский язык. Иначе вы не добьетесь полного понимания.
Пусть вы почувствовали, что не можете объяснить языком ребенка. Подойдите или спросите того, кто понял. Попросите сказать своим языком. Вы поймете, какая фраза достигла цели.
Этим правилом нужно пользоваться всегда, независимо от предмета и возраста ребенка.
Нужно не забывать о том, что вы закладываете основы знаний.
Таким образом, научные понятия, вводимые впервые, должны проговариваться с аналогией простейших слов и не должны содержать лишнего.
Если понятие можно нарисовать или изобразить, смело рисуйте, изображайте, показывайте на том, что понятно ребенку. Например: расположение молекул в жидкости – толпа людей в метро с утра, спешащих на работу. Или пусть сами покажут.
Помните – знание ребенка зависит от того, как преподносится материал, а не от того сколько ребенок зазубрил.
2. Речевая динамика.
Понимание контекста в устной речи облегчается интонированием, паузами, тембром и другими паралингвистическими компонентами речи. Различные методики уделяют большое внимание формированию этой стороны речи: недаром слушателям различных программ рекомендуется при работе с навыковым блоком уделять основное внимание имитации интонаций речи.
Специалист по ораторскому искусству Поль Сопер в своей книге "Основы искусства речи" пишет: "Речь - есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков… Речь - это человек в целом". Вы уже могли убедиться, что речь является необходимым элементом психики человека, без которого само человеческое мышление было бы невозможно. Но помимо этого, речь раскрывает личность человека, передаёт его душевное и физическое состояние. Устная речь - более живое и подвижное образование, чем письменная, она неизбежно создаёт впечатление о человеке. Известно, что первое впечатление формируется первые 10 - 15 секунд общения и накладывает неизгладимый отпечаток на все дальнейшие взаимоотношения. Так что, значение речи в социальной жизни человека трудно переоценить. Инструментом устной речи является голос, а инструментом голоса, в свою очередь, голосовой аппарат.
Педагог должен в совершенстве владеть своим голосовым аппаратом, начиная с голосовых режимов, из которых чаще всего используются шесть.
Первый голосовой режим – негромкий задумчивый голос с небольшим диапазоном модуляций звучит отстраненно и даже грустно. Речь течет ровно, как бы опутывает слушателя незримыми нитями. Эффективность внушения возрастает, если таковое производится совсем тихо, буквально на пороге слухового восприятия (голос сказочника).
Второй голосовой режим – сдержанно авторитарный. Голос звучит негромко, но весомо, с полной убежденностью, как бы сдерживая свою внутреннюю мощь.
Третий голосовой режим – авторитарный. Слова произносятся громко, отчетливо и очень уверенно.
Четвертый голосовой режим – звуковой удар, резкий и оглушительно громкий.
Пятый голосовой режим – аналогичен первому, только при этом голос как бы течет из живота.
Шестой голосовой режим – негромкая и слегка замедленная речь в нижнем регистре специфическим голосом с хрипотцой.
Просто владеть голосовыми режимами для педагога не достаточно. Нужно точно знать, когда и в каких случаях применять тот или иной голосовой режим.
Не трудно понять, что работа на уроке в одном голосовом режиме, будет иметь плачевные результаты для запоминания.
Представьте, что 40 минут вы рассказываете материал в первом голосовом режиме – дети, через некоторое время просто начнут спать. А ведь спят же на уроках.
Другой эффект наблюдается у детей при использовании только третьего и четвертого голосовых режимов: одни беспрекословно маршируют, другие ненавидят, третьи уходят в себя.
Из всего вышесказанного следует, что голосовые режимы нужно чередовать.
Выделять ключевые понятия третьим и четвертым голосовыми режимами, остальные режимы на уроке должны применяться в зависимости от содержания материала.
Акустический спектр речи отличается большой сложностью. Мягкость и сила голоса, богатство интонационных характеристик, паузы, использование эффекта неожиданности (ступор), правильных звукосочетаний – все это должно быть в арсенале учителя.
Один из персонажей рассказов О. Генри не без основания утверждает: «Звук голоса важнее, чем цвет лица, полоскания полезней, чем притирания, блеск остроумия сильнее блеска глаз, бархатный тембр приятнее, чем бархатный румянец, и никакой фотограф не заменит фонограф».
Звуки имеют огромное значение в жизни человека. Психиатры уже давно используют в своей работе целый арсенал звуков, музыки для сеансов психотерапии. Да и мы с вами постоянно используем музыку и звуки для различных целей: когда нам плохо мы включаем любимую музыку и стараемся под нее расслабиться; когда нам нужно принять серьезное решение, мы уединяемся в лесу и слушаем шум деревьев, шелест травы, пение птиц и т.д.
Как не вспомнить о бинауральных ритмах, которые нашли применения в следующих сферах:
- повышение эффективности обучения, улучшение памяти;
- управление состоянием организма;
- лечение некоторых болезней, определение поврежденных областей в мозге;
- медитация;
- расслабление и "быстрый отдых".
Известны случаи применения методик бинауральных биений в процессе обучения. К примеру, в свое время под руководством известного психолога Девона Эдрингтона (Devon Edrington) среди студентов вашингтонских учебных заведений был проведен оригинальный эксперимент. Во время уроков группе учащихся давали слушать аудиодорожки с бинауральными ритмами. Результаты оправдали ожидания - эти студенты сдали экзамены намного лучше тех сокурсников, кто в эксперименте участия не принимал.
А экспресс-метод Илоны Давыдовой по изучению иностранного языка, получивший широкое распространение в течение последних 10 лет.
Только в педагогике мы не обращаем на это внимание, а ведь уже пора начинать работать в этом направлении.
Владению ораторским искусством должны обучать в педагогических колледжах и ВУЗах в обязательном порядке.
3. Мимика и жестикуляция.
Если речевая динамика подкреплена мимикой и жестикуляцией говорящего, то это так же способствует повышению эффективности запоминания. Мимика и жесты должны быть адекватны ситуации, тогда они воспринимаются как эмоциональная вовлеченность, заинтересованность, что в большинстве случаев способствует формированию положительного отношения, доверия. Но это только в случае их адекватности и чувства меры. Неречевые компоненты общения меньше поддаются осмысленному контролю, их «расшифровка» осуществляется как бы неосознанно, просто «ни с того, ни с сего» возникает определенное эмоциональное отношение. И нельзя не согласиться с Фридрихом Шиллером: «Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле приходиться угадывать из его мимики, ужимок при высказывании слов, из тех, следовательно, движений, которые он делает непроизвольно».
Из двух последних пунктов следует, что голос, содержание материала, жесты и мимика тесно взаимосвязаны. Педагог при подготовке к уроку должен продумывать не только материал, но и то, что, когда и как он будет говорить и делать.
А в подтверждение сказанного, хотелось бы рассказать следующий случай:
Я присутствовала на занятии у дошкольников. Занятие длилось 20 минут. С самого начала ведения занятия учитель все время поправляла спадающий с плеч шарф. Через 10 минут дети стали вертеться, потеряв всякий интерес к происходящему.
Попробуйте сами сделать вывод о том, какое эмоциональное отношение возникло у детей?
Другой пример:
Один из опытных педагогов вспоминала свои школьные годы. По поводу урока химии она сказала, что помнит только сережки в ушах учителя, которые все время выпадали из мочки уха. И она каждый урок наблюдала, когда же серьга упадет.
Таких примеров можно привести много.
Таким образом, ничего лишнего не должно присутствовать и в одежде учителя (в том числе и цвет одежды, не должен привлекать внимание ребенка), так как это вызывает лишнюю жестикуляцию, которую мозг ребенка читает по-своему.
Машите руками, двигайте телом, чешите голову и т.д. ни тогда, когда вы этого хотите, а в соответствии с тем, что вы говорите.
Если вы говорите фразу о том, что кто-то задумался, почешите голову или приставьте палец к виску. Если вы говорите определение, например, скорость – это.… Крикните громко слово скорость и стукните рукой или ногой. Все внимание сразу же будет приковано к тому, что вы говорите. Если вам нужно поставить плакат, делайте это тогда, когда дети заняты. Вся лишняя беготня и суета отвлекает ребенка и нарушает процесс восприятия. И не надо бояться быть смешным.
Заключение.
Подводя итог под всеми статьями этой серии, можно сделать следующий вывод: учитель, что бы получить результат, должен быть сценаристом, режиссером-постановщиком, актером, декоратором, психологом, специалистом в своей области. Человеком, глубоко чувствующим и понимающим детей. Самоотверженной личностью, с вечными вопросами в голове: «Что делать? Кто виноват?»