Найти тему
Полевые цветы

Тени у старой шахты (Часть 16)

Михаил поднялся. Поискал глазами трость, – чувствовал, что пошатнётся, а перед Ромкиной классной надо было держаться ровно: Ромка говорил, что она вечно орёт, когда надо и когда не надо… Тросточка стояла аж у окна, и Мишка всё же пошатнулся. Неля Алексеевна достала кружевной платочек, прижала его к носу, потом поспешно замахала платочком:

- Не беспокойтесь…– имя этого инвалида-алкоголика вылетело у неё из головы… да и не велика важность! – не беспокойтесь, Вам же трудно ходить! – Неля Алексеевна покачала головой: – Да ещё и выпили…

Михаил нахмурился:

- Ромка в школе нахулиганил? Вы скажите. Я поговорю с ним.

- Нуу… чтоб мальчишка не хулиганил, его воспитывать надо. А это, знаете ли, на трезвую голову делается.

Неля Алексеевна шарила глазами по комнате: надо непременно зацепиться за какой-то беспорядок… ну, там, – разбросанные нестиранные вещи, или немытую посуду… Как на зло, в комнате было чисто, ничего не валялось, даже на подоконниках пыли не видно.

- А Вас, как я вижу, воспитание сына не сильно интересует… – Неля Алексеевна всё же решила поделиться своими наблюдениями.

Валерка Чайка поднялся из-за стола, уважительно обратился к учительнице:

-Для Мишки… – поправился: – Для Михаила сын – самое главное в жизни. И воспитывает он Ромку своего с той минуты, как впервые на руки взял. Мальчишка у него славный. А мы просто заехали проведать Михаила. Учились вместе, а не виделись давно…

- Нуу… Скажем так: насчёт славного, – это Вы слишком преувеличили. Перелыгин в моём классе без году неделя… А уже дерзит мне.

Дерзит, – это Неля Алексеевна о недавнем случае в школьной столовой. Матвей Кружилин из 1-Б опрокинул стакан чая. Брызги попали на белую блузочку Вероники Запечной из 7-А, дочки Нели Алексеевны. Вероника взвизгнула. Малый растерялся, испуганно глазами захлопал… А Вероника взяла его тарелку с пюре и котлеткой… И всё содержимое вывернула на пол. Ромка Перелыгин поднялся, поставил перед Матвеем свою тарелку, – с ещё не тронутым пюре и котлетой, потом оглянулся на соседний столик, где сидела Вероника… Аккуратно переложил на салфетку её пирожное, – шоколадный эклер, и тоже малому отдал. А Веронику заставил собрать с пола остатки пюре с Матвеевой тарелки… Ещё и пообещал:

- В следующий раз я тебя накормлю этим.

Конечно, Вероника рассказала маме о происшествии в столовой. Неля Алексеевна ворвалась в свой 6-Б, пришла в ярость, – эти двое… Сошников с Перелыгиным – снова вместе сидят!!! Ни слова не сказала оторопевшей географичке Юлии Антоновне, схватила Перелыгина за шиворот, – в гневе даже не заметила, что сломала ноготь, а маникюр только вчера сделала!.. – потащила этого хама в учительскую. Мирную тишину уютной учительской – Алла Евгеньевна проверяла тетради, Игорь Александрович с Дианой Васильевной пили чай, о чём-то негромко говорили, – разорвал истошный вопль Нели Алексеевны:

- Нет, вы видели?!.. Этот… – На минуту Неля Алексеевна задохнулась в поиске нужных слов: – Этот хам… разгильдяй этот, заставил мою Веронику собирать с пола какие-то объедки!

Ромка освободился от рук классной, поднял угрюмые глаза:

- Она сама на пол пюре из Матвеевой тарелки выбросила.

- Ну, так расскажи нам!.. Расскажи, как это шалопай вылил на Вероникину блузку стакан чая! Испортил Веронике новую блузку!!! – торжествующе уличила Перелыгина классная руководительница.

- Ничего он не вылил… И не испортил. Он нечаянно стакан опрокинул, там пару брызг на блузку попало. Если Ваша Вероника стирать не умеет, мне бы принесла блузку свою… Я постирал бы.

Вот от такой дерзости Неля Алексеевна просто захлебнулась… Физрук с интересом посмотрел на Перелыгина. Диана Васильевна опустила глаза, – улыбку спрятала. Алла Евгеньевна задумчиво сняла очки. Игорь Александрович строго кивнул Ромке:

- Марш на урок.

Мальчишка вышел. Физрук сдержанно поинтересовался:

-Неля Алексеевна, а Веронике Вы тоже сделали замечание? Или Вы считаете, что виноват только Перелыгин?..

Но сейчас перед Нелей Алексеевной был не физрук, а пьяный инвалид с растерянными глазами. И она уверенно повторила:

- Да, дерзит. Мне, – классному руководителю. – Неля Алексеевна победоносно кивнула на стол: – Думаю, такое хамское поведение – следствие Вашего образа жизни. А чего ещё ожидать! До свидания! Всё, что мне надо было узнать о вашей семье, я узнала.

Классная руководительница вышла…

В кабинете директора долго рассказывала Лидии Игнатьевне и завучу, Елене Петровне, о пьянке в доме Перелыгиных:

- Полный дом собутыльников! Сам на ногах не стоит! С ним классный руководитель его сына разговаривает, а он шатается от самогонки! А мы удивляемся, почему мальчишка так ведёт себя!

Елена Петровна уточнила:

- Так – это как, Неля Алексеевна? Я пока не слышала, что учителя недовольны поведением Перелыгина.

- Ну, так услышите! – горячо пообещала Неля Алексеевна. – Родной матери хулиган этот не нужен. И отцу, – лучше с какими-то барыгами пить, чем заняться воспитанием сына!

Лидия Игнатьевна напомнила учительнице:

- Неля Алексеевна, мы же говорили, – эта семья требует нашего постоянного внимания. Что Вы узнали о жилищных условиях Перелыгиных? Как у них с материальным положением?

- Говорю же, – в доме постоянные пьянки! А материальное положение – прекрасное! На самогонку хватает!

У такого опытного педагога, каким уверенно считала себя Неля Алексеевна, были свои педагогические секреты, – целая копилка. Например, Неля Алексеевна давно знает: вот как ты войдёшь в класс, таким и урок будет. И что удивительного, если Диане Васильевне приходится минут десять после звонка усаживать класс?.. Разве её лучезарная и счастливая – непонятно, по какому поводу, – улыбка может настроить класс на математику?.. А Неля Алексеевна входила в класс твёрдой и уверенной походкой. Казалось, каблуки её громко и решительно вколачивали в пол невидимые гвозди. Этот стук и недовольно сведенные к переносице брови действовали на класс лучше любого звонка. Неля Алексеевна всевидящим взглядом окинула свой 6-Б. И за гневом скрыла несказанную радость:

- Ооо!.. Перелыгин уже отучился? Решил, что и так историю знает на «отлично»?.. И Сошникова нет?.. С кем поведёшься!!!.. – Классная руководительнице ещё раз оглядела класс: – Я спрашиваю вас: с какого урока ушли эти приятели-не разлей вода?

Шестиклассники сидели с опущенными глазами, – будто не слышали вопроса Нели Алексеевны…

- В молчанку играем? В круговую поруку? Собрания родительского захотели? Впрочем, толку с ваших родителей!

И Неля Алексеевна перешла к характеристике родителей своего 6-Б: пол-урока объясняла, какие они безответственные… И вообще,– ограничились лишь тем, что родили детей… А воспитывать Неля Алексеевна должна. Будто у неё своей дочки нет, – бегать за Перелыгиным и Сошниковым!..

Перелыгин ещё на третьем уроке – была математика – негромко предложил Тимке:

- Давай с истории смотаемся. Про Византийскую империю всё равно дома сами будем читать.

Тимка согласился:

- А пол-урока будем слушать, как Неля Алексеевна про Аньку Краюхину рассказывает… про то, какая она негодяйка, что записки Даньке Гончару из 8-А пишет. Ко мне зайдём, пообедаем. Мать вчера борщ сварила. И котлеты пожарила.

Если честно, Ромка не очень любил бывать у Тимки дома. Тимкина мать всегда была усталой и хмурой, неразговорчивой. Вечно чем-то недовольной. Тимка понял, вздохнул:

- Мать на работе, до вечера. Мы сами подогреем. Пообедаем, а потом к Гремучему яру махнём. Там сейчас все змеи собираются, к зимней спячке готовятся. Посмотрим.

Мальчишки так и сделали. После биологии, что была на пятом уроке, Тимка вышел во двор. А Перелыгин сбросил ему в окно ранцы, – всех-то и дел…

А радовалась Неля Алексеевна потому, что вот пусть и посмотрят Лидия Игнатьевна с Еленой Петровной!.. Пусть ещё раз (правда, про другие разы Неля Алексеевна и сама не ответила бы, когда они были…) убедятся в её педагогической проницательности: она ведь сразу сказала, что мальчишка этот – вместе с его отцом – не что иное, как лишняя головная боль… И сейчас звонка с урока Неля Алексеевна ждала больше, чем её 6-Б: чтоб бежать в кабинет директора и поставить Лидию Игнатьевну в известность, что Перелыгин сбежал с урока… Ещё и Сошникова за собой потащил. А я ведь говорила, что этот новенький мне весь класс испортит!

А самое главное… После того случая в школьной столовой над Вероникой стали смеяться, – из-за этого наглеца Перелыгина! До сих пор Вероника считалась непревзойдённой умницей и красавицей, – в равной степени. А теперь все будто забыли, что Вероника Запечная из 7-А… в общем, дочка Нели Алексеевны, лучше всех танцует и запросто говорит по-английски…

Дома Вероника швыряет учебники и требует, чтобы этого Перелыгина исключили из школы. И очень трудно объяснить дочке, что в школе есть директор, а она, Неля Алексеевна, простая учительница…

А после звонка, в коридоре, Нелю Алексеевну ждала ещё одна радость. Такая, что аж дух захватило. Мимо кабинета истории прохаживалась незнакомая женщина. Она шагнула навстречу Неле Алексеевне:

- Я к Вам.

Неля Алексеевна оценивающим взглядом окинула женщину в модном лёгком пальто. Кажется, чья-то мать. Упомнишь разве всех, если в Малоизбенскую школу привозят детей из двух близлежащих посёлков!.. Должно быть, чья-то мамаша, недовольная отметками по истории, – как же, конец четверти!.. Вспомнила!

Неля Алексеевна с досадой отмахнулась:

- Мне сейчас некогда. Я тороплюсь к директору.

Женщина улыбнулась:

- Лидия Игнатьевна и посоветовала мне с Вами встретиться. – Представилась: – Я работаю в социальной службе. У нас есть сигнал, – по поводу неблагополучной семьи, в которой воспитывается Ваш ученик, Роман Перелыгин.

Неля Алексеевна не поверила своему счастью:

- Да, да! Конечно, нам с Вами просто необходимо, просто срочно надо поговорить об этой семье!

Пригласила Ольгу Леонидовну в кабинет, взахлёб рассказывала о постоянных пьянках отца Перелыгина, без конца повторяла, что инвалид, да ещё и пьющий, не может воспитывать сына: он только вредит… и сводит на нет все старания классного руководителя. Мальчишка грубит, – и взрослым, и ребятам… В любой момент может унизить, – вот как недавно унизил лучшую нашу ученицу.

Неля Алексеевна подробно прошлась по известной истории в столовой, – разумеется, на том, что Вероника опрокинула на пол тарелку и оставила первоклассника без обеда, Неля Алексеевна не стала заострять внимание. Зачем это, – ведь речь идет о вопиющем хамстве Перелыгина:

- Унизил девочку, – при всех! И отобрал у неё пирожное. Значит, так кормит его отец, что мальчишка голодный, – раз пирожные у девочек отбирает! И с уроков сбегает. И на других детей плохо влияет, – с видимым удовольствием завершила Неля Алексеевна свой подробный рассказ о Перелыгине.

Хотя Ромка с Тимкой сегодня впервые сбежали с урока…

Ольга Леонидовна поднялась. Заверила классного руководителя:

- Мы не оставим без внимания сложившуюся ситуацию. Подготовьте характеристику Перелыгина.

А назавтра – просто потрясающее дополнение к характеристике! На большой перемене Перелыгин подрался с семиклассником Антоном Воропаевым… Разъярённая мама Антона уже сидит у Лидии Игнатьевны. И совсем не обязательно акцентировать внимание на том, что это Вероника – а что непонятного?!.. девочка не может забыть обиду и унижение! – подговорила Воропаева с пацанами, чтобы они избили Перелыгина. В 7-А сегодня итоговая контрольная по истории, и Вероника пообещала Воропаеву, что даст готовые ответы ко всем заданиям. Неля Алексеевна с утра недоумевала: и куда подевались ответы на контрольные задания, ведь точно в сумке были!..

Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Продолжение следует…

Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5

Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10

Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15

Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21

Окончание

Навигация по каналу «Полевые цветы»