Найти в Дзене

"АНДАЛУЗСКИЙ ПЁС" | ДАЛИ В КИНО, А БУНЮЭЛЬ - ВДАЛИ | "ОЧЕРКИ СТАРОГО КИНО"

Великий сюрреалист и обманщик Сальвадор Дали живо интересовался самыми разными формами искусства. В своё время он даже снимался в рекламе:

Конечно же, художник интересовался и кинематографом. И хотя он приложил руку к довольно малому количеству фильмов, его вклад в киноискусство нельзя недооценивать. И сегодня мы с вами вспомним о о первом фильме, в создании которого он поучаствовал, затмив своей персоной даже персону режиссёра картины. Речь о легендарного "Андалузского пса".

Наша история началась в январе 1929 года. Именно тогда молодой творец Луис Бунюэль приехал к своему другу Сальвадору Дали в его поместье в Фигерасе. В разговоре художник и начинающий режиссёр делятся друг с другом сновидениями. Бунюэлю недавно снился глаз, вскрытый опасной бритвой, а Дали - рука, кишащая муравьями. Эти образы так заворожили обоих, что они немедленно принялись за написание сценария к фильму, которой должен был стать самой иррациональной постановкой за всю ещё очень молодую историю кинематографа.
О работе над сценарием Луис Бунюэль рассказывал так:

"По обоюдному согласию мы придерживались простого правила: не останавливаться на том, что требовало чисто рациональных, психологических или культурных объяснений, раскрыть путь иррациональному. Принималось только то что поражало нас, независимо от смысла. У нас не возникало ни одного спора. Неделя безупречного взаимопонимания"

Деньги на постановку фильма из личных сбережений выдала молодым и горячим испанцам мать Буньюэля, сеньора Мария. Бюджет картины составил примерно 25 000 испанских песет. Съёмочная группа, в частности - оператор Альбер Дюверже и исполнитель одной из главных ролей Пьер Бачев - была позаимствована Бунюэлем у его учителя, режиссёра Жана Эпштейна. Луис посещал его киношколу и работал у мастера ассистентом.

Жан Эпштейн (25 марта 1897, Варшава, Российская империя — 2 апреля 1953, Париж, Франция) — французский кинорежиссёр, теоретик, критик. Основные положения эстетической концепции Эпштейна сложились под сильнейшим влиянием интуитивизма и сюрреализма
Жан Эпштейн (25 марта 1897, Варшава, Российская империя — 2 апреля 1953, Париж, Франция) — французский кинорежиссёр, теоретик, критик. Основные положения эстетической концепции Эпштейна сложились под сильнейшим влиянием интуитивизма и сюрреализма

О чём же рассказывает своему зрителю "Андалузский пёс"?
По сути "Андалузский пёс" - это набор фрагментов сюрреалистического содержания, весьма опосредованно связанных подобием сюжета. Разрезаемый опасной бритвой глаз женщины, симметричный луне, которая разрезается облаком; оторванная кисть руки на тротуаре; мужчина, который тащит за собой два рояля с полуразложившимися мёртвыми ослами и двумя привязанными к роялям монахами - эти и другие причудливые, шокирующие образы предстают в своеобразном коллаже. И если сейчас такое могут снять (и активно снимают) многие начинающие творцы, то в конце 1920-х это было вызовом не только с точки зрения морали киноискусства, но и с точки зрения эстетики. Ранее на столь смелое жонглирование образами, будто перетекшими на экран из сна, никто не шёл. Фильм подарил искусству массу устойчивых кинообразов, таких как бритва, режущая глаз, или рука, полная муравьёв.

Съёмки двадцатиминутного фильма, который должен был стать дебютом молодого Бунюэля, заняли всего две недели. На площадке было всего двое профессиональных актёров, Пьер Бачев и Симона Марёй, остальные были набраны, что называется, с улицы. Роль мужчины, в начале фильма мастерски проходящего бритвой по глазу, сыграл сам режиссёр.

Актёры совершенно не понимали моих указаний. Я, скажем, говорил Бачёву: "Смотри в окно, словно ты слушаешь Вагнера. Ещё восторженнее". Но он не видел ничего такого, что что вызвало бы у него нужное состояние.
Луис Бунюэль

К слову: оба артиста, сыгравшие главные роли в фильме, в разное время покончили с собой. Пьер Бачев отравился в апреле 1932-го, то есть, меньше, чем через три года после премьеры "Пса". Симона Марёй совершила акт самосожжения в результате глубокой депрессии в 1954-м.

В последние несколько дней на площадке появился и соавтор сценария, Сальвадор Дали. Ему дали ответственное поручение: залить смолой глаза чучел ослов (кстати, один из подобных глаз был использован киношниками для эффекта разрезания глазного яблока). Кроме того, Дали появился в небольшом эпизоде фильма в роли одного из монахов, но эпизод был выброшен из финальной версии фильма.

Уже готовый фильм, будучи снят и смонтирован на частные деньги, не имел прокатчика. В это самое время режиссёр Ман Рей заканчивал съёмки своей документалки "Тайна замке Де" и искал ещё какой-нибудь фильм, чтобы составить совместную программу. Так "Андалузский пёс" и обзавёлся днём премьеры.

Ман Рэй (имя при рождении — Эммануэль Радницкий; 27 августа 1890, Филадельфия — 18 ноября 1976, Париж) — французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр, представитель сюрреалистической фотографии и фотографии Нового ви́дения. В 1999 году был признан журналом "Арт-Ньюз" одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века
Ман Рэй (имя при рождении — Эммануэль Радницкий; 27 августа 1890, Филадельфия — 18 ноября 1976, Париж) — французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр, представитель сюрреалистической фотографии и фотографии Нового ви́дения. В 1999 году был признан журналом "Арт-Ньюз" одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века

Премьеру фильма 6 июня 1929 года в парижском кинотеатре Studio 28 посетили самые известные деятели искусств того времени, в том числе Пабло Пикассо, Ле Корбюзье и Жан Кокто. Бунюэль готовился к провалу и ненависти, поэтому пришёл на премьеру с карманами, полными камней, дабы отбиваться от "благодарных" зрителей. По ходу просмотра он был занят: сопровождал свой фильм разной музыкой при помощи граммофона. В разных сценах звучали аргентинское танго и фрагменты из "Тристана и Изольды" Вагнера.
Опасения оказались напрасными. Дали и Бунюэль добились одновременно скандальной славы и признания среди коллег. После премьеры они были формально приняты в члены группы сюрреалистов, возглавляемой поэтом
Андре Бретоном.
Фильм продержался в прокате восемь месяцев - несмотря на то, что некоторые зрители периодически пытались заявлять в полицию, дабы та запретила показ аморальной и жестокой картины. Даже ходили слухи, что на сеансах картины случилось аж два выкидыша.
Но фильм не запретили. Это было время, когда кино в Европе ещё не было под пятой большого бизнеса или политических репрессий. Хоть и до них оставалось не так много времени...

Не знаю насчёт выкидышей, но известен случай, когда на сеансе упал в обморок киномеханик. Случилось это в доме великого Чарли Чаплина, который очень полюбил "Андалузского пса" и приобрёл себе копию для частного просмотра. Мажордом-китаец, который в доме артиста был и киномехаником, пал без чувств уже после первых кадров фильма. В дальнейшем он попривык и крутил фильм для хозяина ещё с десяток раз.

Чарли Чаплин в молодые годы
Чарли Чаплин в молодые годы

"Андалузский пёс" стал своеобразным киноманифестом сюрреалистов. Он открыл большому миру такого постановщика, как Луис Бунюэль (не без помощи Сальвадора Дали). Ныне публика, конечно, вспоминает "Пса" в связи с именем художника... однако то, что это фильм режиссёра Бунюэля забывать никак нельзя.

Луис Бунюэль за свою долгую карьеру снял множество восхитительных фильмов - "Виридиана", "Дневная красавица", "Скромное обаяние буржуазии" - но его всякий раз возвращали во времена "Андалузского пса" - то с просьбой прокомментировать то или иное толкование картины, то с прямым требованием объяснить, что это такое было.

"Мне доводилось слышать или читать более или менее изобретательные толкования "Андалузского пса", но все они одинаково далеки от истины. Вместе с Дали мы брали гэги и предметы, какие только приходили на ум, а затем безжалостно отбрасывали всё то, что могло хоть что-нибудь значить"
Луис Бунюэль
Луи́с Бунюэ́ль Портоле́с (22 февраля 1900, Каланда, Арагон, Испания — 29 июля 1983, Мехико, Мексика) — испанский и мексиканский кинорежиссёр. Бунюэль считается одним из основоположников и важнейшим представителем сюрреализма в кинематографе. В его фильмах разных лет отражены основные особенности поэтики сюрреализма: смешение реальности и сна, сочетание несочетаемого и конструирование образов, имеющих целью вызвать у неподготовленного зрителя шок. Оставаясь всю жизнь приверженцем коммунистических взглядов и атеистом, Бунюэль сделал постоянной темой своих фильмов критику современного ему общества, буржуазии, церкви и архаических традиций Испании
Луи́с Бунюэ́ль Портоле́с (22 февраля 1900, Каланда, Арагон, Испания — 29 июля 1983, Мехико, Мексика) — испанский и мексиканский кинорежиссёр. Бунюэль считается одним из основоположников и важнейшим представителем сюрреализма в кинематографе. В его фильмах разных лет отражены основные особенности поэтики сюрреализма: смешение реальности и сна, сочетание несочетаемого и конструирование образов, имеющих целью вызвать у неподготовленного зрителя шок. Оставаясь всю жизнь приверженцем коммунистических взглядов и атеистом, Бунюэль сделал постоянной темой своих фильмов критику современного ему общества, буржуазии, церкви и архаических традиций Испании

Так это или нет, пусть каждый решает сам. Лично мне всегда казалось весьма и весьма убедительным психоаналитическое толкование "Пса", которое говорит о том, что в фильме продемонстрировано подавленное обществом и религией эротическое влечение. Но Бунюэль, известный воинствующий атеист, отвергал даже такое объяснение, так что оставим все наши трактовки. В конце концов не так уж и важно, как понимать искусство. Главное - смотреть и ощущать...

Если вам понравился этот материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ!

#кино #кинематограф #киноискусство #сальвадордали #сюрреализм #андалузия #история #драма #историясоздания #интересныефакты