Кто такой Александр Солженицын и почему споры о нем и его творчестве не утихают до сих пор?
Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
Кто такой и откуда?
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 в Кисловодске, в семье казаков. Отец, Исаакий (то есть на самом деле его отчество — Исаакович, то есть солгал всем, говоря везде, в том числе и письменно, что он Исаевич) Семенович, погиб на охоте за полгода до рождения сына. Мать — Таисия Захаровна Щербак — из семьи богатого землевладельца.
В 1939 Солженицын поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы, истории (в некоторых источниках указаны литературные курсы МГУ). В 1941 Александр Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского университета (поступил в 1936).
В октябре 1941 был призван в армию, а в 1942, после обучения в артиллерийском училище в Костроме, oтправлен на фронт командиром батареи звуковой разведки. Награждён орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды.
На фронте у Солженицына хватало времени рассуждать о правильности сталинского режима и открыто писать об этом в письмах своему другу и своих личных записях. Он критиковал Сталина и считал, что он «искажал идеи ленинизма».
Конечно же это не могло остаться незамеченным. И в феврале 1945 года его арестовали и приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке.
Существует версия, что Солженицын специально писал такие письма, чтобы его арестовали. Потому что арест означал то, что он точно останется жив на войне. Но это всего лишь одна из версий.
Причина первая. Пишет о том, что сам не испытывал.
Из восьми лет своего срока последние два с половиной года Солженицын провёл в исправительно-трудовых лагерях. До этого он находился в так называемых шарашках, куда свозили образованных осуждённых для работы над новинками техники. При этом режим в шарашке и лагере очень сильно отличался. Хотя заключённые шарашек и не имели свободы перемещения, распорядок их дня был гораздо мягче лагерного, а питание многократно лучше. Вместо тяжёлого физического труда они занимались интеллектуальным. Шарашки находились не в тайге и вечной мерзлоте, а в крупных городах, заключённые имели возможность встречаться с родственниками.
Сам писатель признавался, что во время общих работ он «тихо отходил от своих подчиненных за высокие кручи отваленного грунта, садился на землю и замирал». Жена Солженицына Решетовская рассказывала, что писатель очень старался попасть «на какое-нибудь канцелярское местечко».
Таким образом, когда нужно было работать физически, Солженицын всегда старался отлынивать от работы. Благодаря своим усилиям и стремлениям попасть за канцелярский стол ему все-таки удавалось особо не напрягаться.
Причина вторая. Перевирание фактов.
В своих произведениях Солженицын немало искажал действительность. Есть и исторические неточности, есть и критика тех, кто не разделяет его взгляды. Видно отчуждение автора от соотечественников, поучение их свысока.
В центре личное «я» автора, его боль и страдания, его обиды и потери, даже неудачи, переживания и комплексы, а все остальное, другие зэки, репрессии, издевательства вертухаев, сам ГУЛАГ – лишь средства выразить всю дикую несправедливость лично к нему, Александру Исаевичу.
Свой "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицын грубо говоря "слепил из того, что было". Произведение в основном создано из ничем не подтвержденных фактов, построено на рассказах и слухах. Отсюда и много, очень много критики обрушилось на это произведение.
Ко всему прочему у автора очень сложный для чтения и восприятия язык повествования.
Возьмем отрывок к примеру:
«Вот хлеба четыреста, да двести, да в матрасе не меньше двести. И хватит. Двести сейчас нажать, завтра утром пятьсот пятьдесят улупить, четыреста взять на работу – житуха! А те, в матрасе, пусть еще полежат. Хорошо, что Шухов обоспел, зашил – из тумбочки, вон, в 75-й уперли – спрашивай теперь с Верховного Совета!»
(Солженицын А.И. «Один день Ивана Денисовича»).
К тому же в его книгах намешано все в кучу – и публицистика, и исторические размышления, и авторские фантазии.
Причина третья. Ярый антисоветизм.
Убеждение, проходящее красной линией через всю солженицынскую публицистику, что весь СССР был сплошным ГУЛАГом и больше ничем, а 70 лет Советской России – только черная кровавая дыра, унесшая миллионы жизней и принесшая сплошные разрушения
В «ГУЛАГе» Солженицын писал:
«Гитлер – вторая опасность для России, но никак, при Сталине, не первая».
Даже Великая Отечественная война для Солженицына не героическая и тем более не священная, а – внимание! – «самоистребительная». В своей стержневой работе «Как нам обустроить Россию?», где немало интересных мыслей о геополитике и русском мире, он упоминает о войне вскользь в ряду ужасов советского строя и берет слово Отечественная в кавычки. Для него она просто «советско-германская»
«Не гордиться нам и советско-германской войной, на которой мы уложили за 30 миллионов, вдесятеро гуще, чем враг, и только утвердили над собой деспотию».
Стоит ли после такого отношения к Священной войне удивляться ответной нелюбви граждан к Солженицыну?
Причина четвертая. Предатель Родины.
Дело в том, что никому из граждан не могло и не может понравиться то, какие заявление он делал будучи в Америке.
Солженицын считал, что Америка – самая великодушная страна в мире, и она обязана «проучить» Советский Союз. Исключительно в угоду Западу Солженицын отрицал все достижения советского народа, в частности, разгром фашизма.
Его слова во время выступления в Вашингтоне:
«Мы просим вас — прийти и вмешаться!»
Про Нобелевскую премию.
В архивах найден документ, в котором Солженицын уговаривает ЦРУ посодействовать в присуждении ему нобелевской премии.
«Мне эту премию надо. Как ступень в позиции, в битве! И чем быстрее получу, тем тверже стану, тем крепче ударю!».
- А как вы относитесь к Солженицыну и его творчеству?
Если вы дочитали аж до сюда, почему бы не поблагодарить меня лайком и не подписаться на канал? Тогда я буду знать, что старалась не зря.
- Всем любви и добра))