Найти тему
Белорус и Я

Как литовский князь стал Православным святым

Оглавление
24 августа весь православный мир празднует день памяти великого белорусского святого – преподобного князя-инока Фёдора Острожского. Вклад этого человека в дело становления и просвещения православной Беларуси неоценим и неподвластен времени, хотя жил этот защитник народа, строитель и монах более пяти веков назад.
Фото: osnovahram.kh.ua
Фото: osnovahram.kh.ua

Наверное, каждый верующий христианин, услышав, что где-то проживает святой человек, представляет себе скромного труженика, приветливого со всеми, и особенно – с теми, кто попал в беду. Такой образ святости издавна принят в православном сообществе. Не очень-то ассоциируется понятие «святой человек» с личностями богачей, чиновников, властителей – то есть тех, кого в старину именовали «князьями». Хотя, если покопаться в этимологии, то выяснится, что слово «богатый» происходит от слова «Бог», а обращение «светлейший князь» и «ваша светлость» несут в себе намёк на свет, святость. А уж воплотится ли сей «намёк» в реальные дела – это зависит от самого обладателя титулов и поместий, от того, как он ими распорядится в этой быстротечной жизни.

Родившийся в 1360 году от Рождества Христова князь Фёдор Острожский – наглядный пример того, как смертный человек может по-божески прожить свою жизнь, родившись в княжеском звании и будучи наследником большого состояния. Судьба отмерила Фёдору Даниловичу долгий век – согласно мнению авторитетнейшего русского историка Сергея Михайловича Соловьёва, князь-инок умер не в 1446-м, как написано в житие, а в 1483 году, перешагнув, таким образом, за 120-летний рубеж.

Возможно ли такое? Трудно сказать. Во всяком случае, дата рождения основателя династии князей Острожских более-менее точно установлена, поскольку Федор Данилович упоминается в летописи как муж великовозрастный, имеющий детей уже в 1386 году – тогда польский король Ягайло и литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение – Острожский округ (сегодня город Острог находится в Ровенской области Украины), даровав тем самым Федору Даниловичу и его отпрыскам титул и фамилию Острожских князей.

Герб князей Острожских
Герб князей Острожских

Они завладели землями бывшего Турово-Пинского княжества, поскольку и сами происходили от князей Туровских и Пинских – корни Острожской династии восходят к Владимиру Святому, Крестителю Руси, и его внуку Святополку (Михаилу) Туровскому.

Династия Острожских, основанная Фёдором Даниловичем – редкий пример единодушного и неуклонного служения всех членов фамилии своему Отечеству и православию. Все без исключения князья Острожские остались в истории со знаком «плюс», ни один не запятнал этого уважаемого в народе имени.

Ревнители православия

Прославились добрыми делами на белорусской и литовской земле славные отпрыски Фёдора Даниловича: его сын Василий («Красный»), умело управлявший владениями и строивший храмы; внук Иван, доблестно сражавшийся против крымских татар; правнук Михаил, ставший «маршалком» волынского округа и отразивший немало набегов степняков…

Более чем в шестидесяти битвах с инородцами и иноверцами одержал победы Константин Острожский (1460 – 1530), праправнук святого Федора: сей князь стал гетманом Великого княжества Литовского, высшим сановником ВКЛ; женившись на слуцкой княжне Александре, получил огромные наделы на территории современной центральной Беларуси, после чего простые люди стали жить куда вольготнее, избавившись от прежней тирании заимодавцев.

Портрет Великого Гетмана Литовского Православного князя Константина Ивановича Острожского
Портрет Великого Гетмана Литовского Православного князя Константина Ивановича Острожского

Князь Константин остался в истории как поборник и защитник православия от посягательств папского престола, попечитель и устроитель храмов, монастырей, библиотек и школ. Спустя века, в 1862 году, Константин Острожский был увековечен в барельефе на памятнике «1000-летие России» в Новгороде Великом.

Сын его Илья продолжил великие дела своего отца, а второй сын, Константин, особенно прославился своей просветительской деятельностью. Будучи воеводой Киевским, он всячески поддерживал православные братства Великого княжества Литовского, основал школы в Слуцке, Турове, Владимире-Волынском.

В Остроге, где располагался родовой княжеский замок, Константин Константинович основал, помимо школы, еще и типографию, где после вынужденного отъезда из Москвы подвизались первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец; здесь «словолитцы» (так именовали в старину типографов) издали знаменитую «Острожскую Библию», самую первую полную Библию на церковнославянском языке. Высоко ценя Ивана Федорова, Константин Константинович назначил его управляющим Дерманского монастыря, где также появилась типография.

Марка «Княжеский род Острожских XIV—XVII ст.». Константин Острожский, Эльжбета (Гальша) Острожская, Константин (Василий) Острожский. 2015 г.
Марка «Княжеский род Острожских XIV—XVII ст.». Константин Острожский, Эльжбета (Гальша) Острожская, Константин (Василий) Острожский. 2015 г.

В начале XVII века к этому просвещённому владыке бежал и Григорий Отрепьев, назвавшийся царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного – знал самозванец, где встретит гуманное отношение к своей участи беглеца. Князь милостиво беседовал с будущим царём Лжедмитрием I, подарил ему «Книгу о постничестве» Василия Великого, отпечатанную в Острожской типографии Петром Мстиславцем в 1594 году. Подарок, что называется, с намеком: дескать, скромнее надо быть, коли принял иноческий постриг (Отрепьев к тому времени уже был монахом Чудова монастыря).

Скромный рыцарь

Просветительский вклад Константина Константиновича по достоинству был оценен потомками: по инициативе Свято-Духова православного братства в Вильно (сегодня - Вильнус) в 1913 году была освящена Церковь Святых Константина и Михаила (Романовская церковь) — православный храм во имя равноапостольного царя Константина и преподобного Михаила Малеина, небесных покровителей Константина Острожского и царя Михаила Романова. На мемориальной доске золотыми буквами написано: «В память ревнителя и защитника православной народности». А спустя век, 12 мая 2008 года, на территории Брестской крепости рядом со Свято-Николаевским гарнизонным собором в честь князя Константина был установлен памятный крест.

Константино-Михайловский храм в Вильнусе
Константино-Михайловский храм в Вильнусе

Ну а святому основателю династии князей Острожских – преподобному Фёдору Даниловичу – выпала жизнь трудная, даже, можно сказать, суровая. По свидетельствам современников, первый князь Острожский в своём быту мало чем отличался от рядового рыцаря, а, пожалуй, что и монаха. Да и, прямо сказать, не до пиров было Федору Даниловичу.

На полученных им землях, вопреки замыслу польской короны, князь развернул строительство отнюдь не католических, а православных приходов, церквей, братств. И, надо сказать, в Варшаве и Вильно достаточно быстро смирились с непреклонным характером Федора Даниловича. Тем более, что князь Острожский оказал королю Ягайло и князю Витовту неоценимую помощь в ходе знаменитой Грюнвальдской битвы (1410 год). Тогда против мощного Тевтонского ордена в составе объединенных сил Польши и Великого княжества Литовского выступили белорусские князья: Симеон Мстиславский, Сигизмунд Мозырский и Новогрудский, а также – Федор Острожский. Великое сражение закончилось полным разгромом тевтонской орды.

«Грюнвальд». Худ. Войцех Коссак (1931)
«Грюнвальд». Худ. Войцех Коссак (1931)

Сменил кольчугу на чёрную рясу

Будучи принципиальным противником папства и его продвижения на восток, православный князь Федор Данилович в 1422 году поддержал движение гуситов в борьбе с германской империей, именовавшейся тогда «Священной Римской». Он и его войска сражались в одном строю с повстанцами Яна Гуса.

Целью святого князя было, конечно же, не укрепление протестантизма в Европе, а ослабление напора католичества, катком надвигавшегося на белорусские земли. И, надо полагать, в то время в Белой Руси представлялось разумным отвлечь от себя внимание Рима, приостановить его экспансию на восток.

Конфликт Острожского с Варшавой все-таки произошёл: в 1432 году состарившийся Федор Данилович идёт на прямые военные столкновения с польскими войсками. Цель – оградить законом свободу православия на Волынских землях и в Беларуси. Одержав несколько убедительных побед, князь Острожский добился принятия такого закона польским королем Ягайло (Ягелло).

Однако вскоре младший брат короля, князь витебский Свидригайло, смертельно боявшийся опасного соперника – острожского князя Федора, заключил борца за православие в тюрьму. Но… Народ, прознав о таком злодеянии, поднял мятеж, и князя пришлось освободить. Свидригайло поспешил замириться с Федором Даниловичем, тот простил его, предложив союз против поляков, и в дальнейшем два князя успешно противостояли Польше в борьбе за независимость Великого княжества Литовского.

Впоследствии Фёдор Данилович ещё не раз брался за меч, отражая набеги крымских татар на белорусские и волынские земли, а приблизительно в 1441 году решил упокоиться от дел мирских.

-7

Куда пойти на иноческое житие? Возможно, этим вопросом князь начал задаваться ещё в молодости, и теперь, на склоне лет, уже знал, где окончит в молитве свои земные дни.

Его выбор - Киево-Печерская лавра, колыбель русского монашества. Раздав изрядную долю своей казны бедным, а также – на благо православных приходов, князь удалился в келью, что в Дальних (Феодосиевых) пещерах знаменитой обители. Здесь он принял монашеский постриг с именем святого покровителя лавры – Феодосия, и мирно отошёл ко Господу в весьма и весьма преклонном возрасте – по одним данным, в 1446-м, по другим – уже во второй половине XV века.

Дальнии (Феодосиевы) пещеры Киево-Печерской Лавры. Здесь, в посте и молитвах провёл последние свои земные годы скромный инок Феодосий, бывший в миру князем. Фото: pravlife.org
Дальнии (Феодосиевы) пещеры Киево-Печерской Лавры. Здесь, в посте и молитвах провёл последние свои земные годы скромный инок Феодосий, бывший в миру князем. Фото: pravlife.org

Посмертная судьба князя-инока – это история его прославления и почитания. По разным сведениям, князь Федор Острожский был канонизирован в конце XVI – начале XVII века. А в 2002 году преподобный Федор (Феодосий) был причислен к лику святых угодников Божиих в Соборе Белорусских святых. Его память совершается 24 августа, 10 сентября и во второе воскресенье Великого поста.

Храм, посвящённый преподобному Фёдору Острожскому, появился в Доме межцерковного общения «Кинония» на улице его имени в начале нынешнего века (поселок Колодищи Минского района).

В домовом храме в честь преподобного Феодора Острожского при доме «Кинония»
В домовом храме в честь преподобного Феодора Острожского при доме «Кинония»

Александр АННИН

Фото: wikipedia.org

© "Белорус и Я", 2022

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего канала на тему
Вера Союзного государства
можно увидеть
здесь

ТОП-3

При прощании с Владыкой Филаретом произошло обыкновенное чудо
Белорус и Я
20 января 2021