Удивительное рядом: чтобы что-то понять, нужно упрощать. Так работает, кажется, везде. В школе одним из основных и часто встречающихся заданий по математике всегда было "упростить и решить уравнение". Всякого рода теоремы по физике и алгоритмы решений реакционных задачек по химии также нуждались в упрощениях. Выучивание стихов, отрывок прозы, музыки по дисциплинам творческого профиля упрощаются путём, например, привязки к ним ассоциаций. Даже поиск вдохновения, улучшения состояния и настроения связывается для простоты с местами, людьми, музыкой, которые становятся эдакими "ключиками от замка дверки", ведущей к результату более коротким путём.
Ирония в том, что в какой-то момент просто театр, просто художественное слово, просто балет или опера стали слишком сложными для больших масс людей. Поначалу подобное вызывало дикий интерес у всех слоёв населения, однако за долгое время существования жанров он сильно упал. Людям в XVIII-XIX веках хотелось банально выжить, ибо куча войн, всевозможные болезни (тиф, холера, чума, скарлатина, оспа, жёлтая лихорадка), топающие по Европе и выкашивающие население пачками, накладывали свой "флёр"; немало людей было вынуждено жить крайне бедно, и им было не до попыток понять балет или оперу, тонкий смысл театральных представлений, да и денег на такие увеселения не было. Что же делать?
Ответ очевиден: забабахать что попроще. Этим "проще" стала оперетта.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Оперетта: назначение жанра
Начну издалека, сравнив оперетту, скажем, с кино.
Есть фильмы Кристофера Нолана с его уникальным построением сюжета, Мартина Скорсезе с его глубиной. Их киноленты не смотрятся в формате ламповой атмосферы под чаёк. Мало того, что они заставляют мозг работать даже в моменты полной усталости и бессилия, так даже отдохнувшую голову к подобного рода фильмам нужно подготовить. Самый жизнерадостный человек помрачнеет от просмотра, например, скорсезовского "Молчания", его тяжелой атмосферой, смыслом, которым пропитана каждая секунда ленты.
Но согласитесь, что не всегда "можется-и-хочется" нагружать себя после тяжелого рабочего дня или недели чем-то тяжёлым. Так ещё и жизнь, сильно поменявшаяся с 2020 года и продолжающая ещё быстрее меняться и по сей день, даёт о себе знать. Все сказанные факты требуют одного: простоты восприятия. Поэтому мы имеем романтические комедии, приключения, вымыслы, откровенную пошлятину или супергеройский жанр кинематографа. Вот такое кино можно смотреть и под ужин, и под чай, и под домашние дела, заедать его с попкорном, расслабляя мозг, смеяться, тем самым отвлекаясь и сбрасывая с себя оковы тяжести.
С опереттой вышло ровно то же самое. Опера сложна для восприятия. Она подходит людям, которые хотят насладиться высочайшим музыкальным искусством таких композиторов, как Верди, Моцарт, Россини, Люлли, Вагнер и др. Но таких немного. А те, кто и хотят, вряд ли делают это прямо-таки часто. А вот оперетта даёт ощущение, с одной стороны, всё равно искусства, с другой стороны, значительно более простого и легковесного.
Сюжетный смысл оперетт и их отличие от опер
Само слово "оперетта" родом из Италии, и обозначает оно «маленькая опера». Изначально оперетта действительно создавалась как более доступный вид театрального представления, альтернативу оперным постановкам. Однако, как я уже и говорил, с оперой она имеет не так много общего. В неё входит театр (монологи, диалоги), опера (вокал), хореография, что создаёт ощущение переплетения разных видов искусств. Важна также динамичность их смены, дабы удержать внимание зрителя и подогревать его интерес (эдакий закон современной рекламы).
Главная цель жанра — развлечь широкую массу зрителей, рассмешить её, позабавить, дать ощущение беззаботной лёгкости от увиденного. Сюжет часто имеет ироническую и/или романтическую подоплёку. Нередки также сюжеты с жестоким сарказмом и сатирой на существующий государственный строй, политических деятелей, общественные порядки, взгляды на социальные вопросы. Важно также сюжетно-историческое отличие от оперы:
- Сюжеты опер имеют историческое обоснование (контекст событий сюжета (Дж. Россини, опера "Армида"), мифы и легенды (К. Монтеверди, опера "Орфей"), конкретные лица (Г. Гендель, опера "Сирой, царь Персии")); сюжеты эти вечны в любые времена;
- А вот оперетты — шутливые зарисовки из сиюминутного быта; реалии сюжета современны по отношению к актуальной аудитории.
История становления жанра оперетты
Зарождение жанра произошло в начале XVIII века. Тогда оперетта постепенно стала оформляться, вобрав в себя черты комических опер, итальянских «комедий масок» и даже перфомансов бродячих артистов. Такие спектакли были короче, проще делались и легче воспринимались аудиторией. Оттого стоимость на их посещение была заметно ниже, чем билет в оперный театр. Наконец-то крайне ограниченный в деньгах контингент мог себе позволить прийти на театральное представление, расслабиться и откровенно посмеяться, подняв себе настроение в те непростые времена.
Композиторы оперетт
Окончательное оформление жанра оперетты связано с именем композитора и дирижёра Жака Оффенбаха.
Оффенбах создал театр "Буфф-Паризьен", поставил там несколько маленьких оперетт. Хорошая музыка, профессиональные актёры и либреттисты сыграли свою роль, из-за чего постановки имеют большой успех. Композитор быстро становится звездой. Весь Париж ходил тогда ходуном: отовсюду звучали мелодии Оффенбаха. Затем происходит постановка «Орфея в аду», являющаяся одним из самых известных произведений композитора и по сей день. Знаменитый "Канкан" стал визитной карточкой этой разновидности танца. Кстати, вот он:
Критические статьи с негативными отзывами на удивление создали обратный эффект, взвинтив популярность оперетты до небес, сделав Оффенбаха всемирно известным и успешным композитором.
За «Орфеем» последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили:
- Женевьева Брабантская (1859);
- Песенка Фортунио (1861);
- Прекрасная Елена (1864);
- Синяя Борода (1866);
- Парижская жизнь (1866);
- Великая герцогиня Герольштейнская (1867);
- Перикола (1868);
- Трапезундская принцесса (1869);
- Разбойники (1869).
Австрийская оперетта представлена творчеством композитора Иоганна Батиста Штрауса II (более известного как Иоганна Штрауса-сына).
Композитор больше всего прославился как «король вальса», и вальсы эти звучат "из всех утюгов" и по сей день. Однако творчество композитора не ограничивалось только ими. Штраус писал оперетты. Жанр обязан Штраусу, во-первых, за 15 талантливейших оперетт, среди которых особое место занимает «Летучая мышь», а, во-вторых, за основу для творчества вышеупомянутого Оффенбаха, восхищавшегося Штраусом и берущий его опыт за основу.
Британский композитор Артур Салливан и писатель Ульям Швенк Гилберт в творческом тандеме создали 14 оперетт, отличающихся стремительным действием и насыщенным, красочным музыкальным сопровождением. Наиболее известные: «Корабль Её Величества „Пинафор“», «Пираты Пензанса», «Иоланта» и «Микадо».
С наступлением позапрошлого века оперетта стала существовать наравне с развивающимся направлением музыкального театра — мюзиклом. Эти два жанра оказали друг на друга взаимное влияние. Главное различие мюзикла и оперетты — в актёрах, исполняющих роли. В мюзикле требуются актёры с очень высоким уровнем владения актёрским мастерством вкупе с вокалом, близком к эстрадному. В оперетте же поют обыкновенные академические певцы. То есть мюзикл — вышедший из-под контроля театральный спектакль, где стало много музыки, но сюжет и действия вполне театральные. А вот оперетта — несколько упоротая упрощённая опера, где вокал — основа, а сюжет прост донельзя.
Говорят, что аудитория оперетты делится на два типа. Первые осознанно приходят на неё, дабы насладиться вокальным и танцевальным мастерством артистов, невзирая на сюжетный абсурд происходящего. Вторые же хотят посмотреть на всю происходящую дичь, нелепость, казусы, забавные ситуации, сопровождающиеся пением и танцами. Но не суть важно, к какому типу зрителя вы относитесь. Важно то, что жанр оперетты остаётся одним из наиболее привлекательных, любопытных и доступных для массового зрителя видов театрального искусства.
Любите ли вы оперетту? Если да, то какого автора? Пишите об этом в комментариях!
_____________________________________________________________________
Смотрите также:
_____________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊