Здравствуйте, читатели! Я, вообще-то, ужасно не люблю это выражение, когда говорят о том что, вот, русские люди воевали друг против друга "брат на брата". Как будто до войны все любили друг друга и делились последним куском, как в хорошей семье, а тут, вдруг, все внезапно изменилось.
Гражданская война рождается из тех противоречий в обществе, которые и до нее уже существовали. Так что речь пойдет не об этом, а о сюжетах отражающих буквальный смысл фразы, в которых раздел политических взглядов проходил по настоящим семьям. Предлагаю подборку картин о близких родственниках, оказавшихся по разные стороны борьбы.
"Огненный мост" 1976 г. 2 серии
1917 г. Московское восстание. В эту ночь по разные стороны баррикад оказались брат и сестра. Поручик Геннадий Дубровин до последнего защищает Временное правительство, Ирина Дубровина, влюбленная в большевика Хомутова, следует за своим комиссаром, участвуя в уличных боях.
Дома, вздрагивая от далеких выстрелов и изредка выглядывая в окно, сидят за картами в кругу друзей родители Дубровины: адвокат-краснобай Аркадий Степанович и стареющая актриса Ксения Михайловна. Их общество разделяют генерал Болухатов и сослуживец хозяйки актер Петя.
Адвокат разливается соловьем на тему верности интеллигенции и народа идеалам свободы и демократии, узурпаторских действий большевиков. Ксения Михайловна переживает, что дети неблагоразумно подвергают себя опасности, а, в общем, все под выпивку-закуску, карты и романсы ждут развязки.
В этот приличный обывательский дом средней руки Ирина и доставляет раненого бессознательного Хомутова. Папа, естественно - в шоке. Вскоре туда же является поручик с приятелем. Положение у офицеров пиковое и от гуманности по отношению к комиссарам они далеки.
Ирина и Геннадий, с детства не избалованные вниманием родителей, очень привязаны друг к другу, каждый надеется перетянуть другого на свою сторону, но это, разумеется, невозможно. Дело доходит до драки и оружия, только вовремя явившийся революционный отряд спасает жизнь Хомутова.
Офицерам приходится бежать, но Ирина и Геннадий снова встретятся еще дважды: через год на маленькой украинской железнодорожной станции и через десять лет, во времена НЭПа.
Помимо борьбы чувств и долга, в фильме затронута проблема мещанско-обывательского отношения к жизни. Пока Дубровины-младшие сражались, переживали драмы, теряли идеалы и обретали горький опыт, компания их родителей благополучно переплыла без больших потерь в новое общество.
Картина снята по одноименной пьесе Бориса Ромашова и текстовая часть в ней проработана, диалоги живые и интересные. Также следует отметить красивую музыкальную тему, наиболее ясно звучащую в начале второй серии.
Надо сказать, что как раз вторая часть грешит пафосом и провисанием действия. Праздник на электростанции только растягивает метраж фильма. После игры Юрия Каюрова (Хомутов), Владимира Кенигсона (Дубровин-отец), Ирины Архиповой (Дубровина-мать), Александра Кайдановского (поручик Дубровин), Виктора Павлова (Петя) смотреть на выступление хора самодеятельности неинтересно. К тому же во второй серии много повторных эпизодов в форме флешбэков.
Тем не менее Кенигсон в роли либерального демагога очарователен, а Кайдановский - лучший белогвардеец советского экрана. К сожалению, Алла Чернова (Ирина) только красивая женщина и не дотягивает до своих партнеров.
В других ролях: Всеволод Сафонов (генерал Болухатов), Олег Белов (Кузьма Порываев), Раиса Рязанова (Мухина), Гильда Хорн (Эугения Плешките), Лесь Сердюк (петлюровец Кутяк) и другие.
"Всадники" 1939 г.
1918 г. По приглашению гетмана Украину занимают немецкие войска. Начинается конфискация хлеба и скота у крестьянства. В родное село Якима Недоли немцы тоже пришли, хлеб забрали, а оставили какие-то расписки и поехал Яким с товарищами у начальства правды искать. Тут ему, можно сказать, повезло.
На приеме, организованном украинскими властями для генерала Эмельсдорфа, решили, что хорошо бы пустить делегацию от хлеборобов с хлебом-солью, а тут подвернулся Яким с земляками. Нарядили, сунули рушник, каравай, солонку, обучили, что говорить, но селянин пристал к генералу с расписками. Пришлось быстро удалять, хоть настойчивый мужик и цеплялся за косяки.
Яким все же пытался уладить счеты с немцами миром, до тех пор, пока те не расстреляли из артиллерийских орудий его родное село. Тут крестьянин понял, что пора идти в партизаны, благо что в округе сражался отряд большевика Чубенко, состоявший из донецких шахтеров.
Служил там и матрос Иван Половец, сын старого рыбака Мусия. Другой его сын, Оверко, был в войсках гетмана, но никто не знал об этом, потому как возглавлял Оверко подложный партизанский отряд.
Роман Юрия Яновского "Всадники" написан современником событий и отражает политическую неразбериху, в которой находилась страна. По книге у Мусия Половца, вообще, было пятеро сыновей: белый офицер, петлюровец, двое махновцев и большевик. Всем пришлось встретиться на поле боя и отцовский завет "тому роду не будет переводу, где брат за брата идет в огонь и в воду" не помог ни одному побежденному.
Сюжет фильма самостоятелен. Прежде всего, поражает актуальность темы. Вечно Украина находится под чьим-то протекторатом и строит отношения с покровителями. Яким Недоля, низшее звено этих отношений, по-моему, удачно выражает народный крестьянский характер.
Картина не лишена схематизма и некоторой карикатурности в изображении большинства врагов, свойственной раннему советскому кино, но интересно смотрится из-за достаточной закрученности сюжета. Это не только конспиративное положение Оверко Половца, которого отец и брат принимают за красного, но и интриги его собрата-шпиона Гурковского.
Снятый в 1939 году, фильм удивляет своим предвидением. Он показывает методы, характерные для власти немцев, которая начнется на Украине через два года. И конфискации, и казни, и предатели, которые, якобы "за вильну Украину", и партизанское движение и подставные команды, действующие для его дискредитации.
Нельзя не отметить языковое разнообразие картины: украинцы говорят по-своему, немцы - по-немецки или по-русски с акцентом. Звучат украинские песни.
Очень убедителен Лев Свердлин (Чубенко), он, кажется, мог вжиться в роль человека любой национальности. Петр Масоха (Иван Половец) играет искреннего простодушного богатыря, доверие которого можно обмануть, но тогда уже и пощады не жди. Не понравился Леонид Кмит (шахтер Вася), скорее из-за пафосного выступления о смерти Чубенко (с приведением его последних слов!), впоследствии оказавшегося живым. Вовсе как-то глупо получилось.
В остальных ролях: Яким Недоля (Степан Шкурат), Мусий Половец (Михаил Трояновский), Оверко Половец (Николай Братерский), Елена Кузьмина (Оксана Журавленко), Григорий Долгов (Гурковский), Владимир Освецимский (генерал Эмельсдорф), Генрих Грайф (полковник Фельзен) и другие.
"Братья Сароян" 1968 г.
1920 г. Арменией управляет дашнакское националистическое правительство, проигрывающее войну на два фронта и туркам, и Советской республике. К полковнику Сурмеляну с депешей из Еревана прибывает поручик Гайк Сароян. На самом деле Гайк - красный агент, посланный для внедрения в штаб врага.
Сам разведчик из местных, в городе живут его мать и брат - капитан дашнакской разведки. Дома мнимого поручика встречают с горячей любовью. Брат Геворк помогает устроится офицером связи, так что все секретные телеграммы будут проходить через его руки.
С точки зрения работы - все прекрасно, только трудно лгать и конспирироваться от родного человека, а Геворк к тому же искренний и смелый патриот, полагающий, что идет по верному пути.
Фильм по пьесе Гургена Боряна "Под одной крышей" относится к психологическому кино и любителям приключений может показаться затянутым. Все акции красного разведчика остаются за кадром и мы видим только их результат. Авторы картины делают акцент на душевных переживаниях героев, борьбе долга и любви.
Армяне очень эмоциональный и чуткий народ, хотя и несдержанный в выражении чувств, что прекрасно выражено в картине. Родственные и дружеские отношения в их среде удивляют уважением и тактом. Эти связи рвутся из-за политической борьбы с такой болью, что сочувствуешь обоим братьям.
Хорен Абрамян играет Геворка с истинным трагизмом человека, осознающего, что кровь на его руках пролита не ради блага родины и народа, а из-за манипуляций властолюбивых политиков.
Национальный колорит и характер в игре армянских актеров выражен во всей красе. Даже простые диалоги без особой смысловой нагрузки слушать приятно. Женские роли небольшие, но молодые актрисы - все красавицы. Фильм есть в сети в хорошем качестве и с русским переводом.
В картине снимались: Фрунзе Довлатян (Гайк Сароян), Гурген Джанибекян (дет Артин), Анаида Масчан (мать), Инга Агамян (Анаит, невеста Геворка), Бабкен Нерсесян (полковник Сурмелян), Лия Элиава (Такуи), Армен Айвазян (Папаян), Варфоломей Ехшатян (Врам), Ашот Сагратян (Севачерян, осведомитель).
Мой обзор закончен, надеюсь, он вас чем-нибудь заинтересует. Предыдущая подборка на тему гражданской войны: "Красные и белые": 3 забытых интересных советских фильма о гражданской войне".