Всем привет! С вами подкаст «Феи/Роботы/Пришельцы», меня зовут Сергей Балашов. Сегодня тема интересная и музыкальная. Поговорим про музыкантов, которые, по слухам, продали душу дьяволу в обмен на свое мастерство. Что думали про это в прошлом, что думают сейчас, и как «бесовским инструментом» в конце концов стала не скрипка, а электрогитара.
Музыка - одно из самых древних изобретений человечества. Она была с нами буквально с доисторических времён. Музыка всегда полна мистики. Казалось бы - звуки окружают нас везде: шум леса, голоса птиц, треск поленьев в костре. Но почему-то звуки определённой тональности создают гармонии, которые нам приятно или неприятно слышать. И что уникально, эти гармонии будут понятны людям любой культуры и любого языка.
Это сейчас уже разработана теория музыки, мы знаем про семь нот, мажорные и минорные гаммы, терции и аккорды. Но ведь все равно, нет ответа на вопрос «почему»: как определенная последовательность звуков рождает чувство радости, почему от какой-то мелодии хочется пуститься в пляс, а другая звучит тревожно и меланхолично.
Музыка всегда была частью шаманских ритуалов и церковных обрядов. Точно также, с самой зари человечества с нами была идея о добре и зле, о том, что есть некие высшие силы, которые могут благоволить нам или вредить и сбивать с пути.
Со временем в европейском обществе сформировалось представление о сделке с Дьяволом. Сатана стал не просто символом, но активным участником событий на Земле. Народные поверия рассказывали о тех, кто заключил с Дьяволом сделку. Не просто грешит и не соблюдает уложения, а именно продал свою бессмертную душу в обмен на некие блага этого мира. В большинстве случаев душу продавали за деньги или социальный статус, но про некоторых говорили, что они попросили у нечистого знания или мастерство, недостижимые для обычного человека.
Сделки с Дьяволом широко известны в западной мифологии, но прославились они в конце XVI века благодаря человеку по имени Иоганн Фауст. Фауст был немецким алхимиком и магом, который якобы заключил договор с демоном Мефистофелем в обмен на свою душу.
А спустя сто лет этот мотив впервые попал в музыку благодаря итальянскому музыканту Джузеппе Тартини.
Джузеппе Тартини
Этот скрипач-виртуоз жил в Италии в первой половине XVIII в. Тартини родился в благородной семье в городе Пирано на границе с современной Хорватией. Родители хотели, чтобы сын стал монахом-францисканцем о отдали его на обучение в приходскую школу. В той же школе преподавали и основы музыки, и здесь юный Джузеппе начал играть на скрипке.
Но и в школе, и позднее в Университете в Падуе молодой Тартини к занятиям относился «спустя рукава». Он предпочитал наукам бурную и легкомысленную жизнь. Вместо уроков занимался фехтованием, и участвовал во множестве дуэлей. Также Тартини продолжал заниматься музыкой и даже давал уроки.
В числе его учениц оказалась племянница местного архиепископа. Пылкий юноша влюбился в юную ученицу и они тайно поженились. Когда о браке стало известно, родня жены в бешенстве была готова расправиться с дерзким Тартини.
Переодевшись пилигримом, юноша бежал из Падуи и направился в Рим. После долгих скитаний он нашел приют в монастыре. Обитель не только укрыла юного повесу. За два года в монастыре он стал другим человеком. Тартини изучал теорию музыки и композицию, самостоятельно занимался на скрипке, достигнув подлинного совершенства. Тартини вернулся домой уже известным и талантливым музыкантом, что несколько примерило его с родней жены.
Оставаясь в Падуе, Тартини основал свою школу и давал многочисленные концерты. По отзывам современников, он был одним из величайших скрипачей. Его пальцы и его смычок в одинаковой степени были ему подвластны. Самые трудные приемы он выполнял без усилий.
Вполне может быть, что такой резкое изменение в жизни молодого повесы произошло не просто так. Есть одна история, рассказанная самим скрипачом.
Еще во время пребывания в монастыре, Тартини приснилось, что к нему пришел сам дьявол, и предложил исполнить его желание в обмен на бессмертную душу. Музыкант дал дьяволу свою скрипку, и нечистый принялся играть необычайную и прелестную сонату, столь превосходно и искусно, что даже самое смелое воображение не могло представить себе ничего подобного.
Тартини проснулся, едва переводя дыхание. Он сразу же схватил скрипку, чтобы удержать хотя бы часть услышанных звуков. Но напрасно. Записанная им соната признана лучшим его сочинением. Несмотря на успех, Тартини говорил, что его музыка была лишь бледной тенью того, что он услышал во сне.
Эта мелодия, «Соната для скрипки в соль», более известна сейчас как «Соната дьявольских трелей».
Так что проснувшийся в Тартини талант композитора и исполнителя вполне мог иметь и потустороннее происхождение. Как бы то ни было, Тартини дожил до глубокой старости, продолжал играть музыку в базиликах и кафедральных соборах, и умер в возрасте 78 лет на руках любимого ученика
Никколо Паганини
Сто лет спустя в Италии вновь родился музыкант, которому суждено было стать гением музыки. И здесь уже народная молва утверждает, что не только вдохновение, но и мастерство, и образ жизни его были работой врага рода человеческого. Этого скрипача звали Никколо Паганини.
Он родился в Генуе в 1782 году. Когда мальчику исполнилось пять лет, отец заметил способности сына, начал учить его игре на мандолине и скрипке. Как вспоминал сам Никколо, отец строго наказывал его за ошибки, и это впоследствии сказалось на и без того слабом здоровье скрипача.
В 11 лет Никколо уже выступал на публике, а в возрасте 15 лет начал гастролировать с сольными выступлениями. Его талант был настолько выше, чем у его сверстников, что люди начали верить, что он заключил договор с дьяволом. Ходили даже слухи, что мать Паганини продала душу, чтобы он мог стать величайшим виртуозом в истории.
Одно можно было сказать наверняка: мастерство игры на скрипке Паганини не имело себе равных.
Он был одним из первых скрипачей, которые публично выступали без нот, предпочитая вместо этого запоминать все наизусть. Говорят, что он мог играть 12 нот в секунду. Паганини способствовал популяризации некоторых струнных техник, таких как отскок смычка, спикатто, а также пиццикато левой рукой и флажолеты. Он также намеренно менял строй инструмента, чтобы некоторые пьесы было легче играть. Так появились, в частности, знаменитые «24 каприса для скрипки соло».
Паганини был ярким мужчиной с впалыми щеками, бледной кожей и тонкими губами. Он был очень высоким и худым, часто одевался в черное. У него также были очень длинные тонкие пальцы. Слава скрипача постепенно превратила его в заядлого игрока, пьяницу и бабника. Ходили даже слухи, что Паганини убил женщину, использовал ее жилы как струны для скрипки и заточил ее душу в инструменте. Говорят, что когда он выступал на сцене, из его скрипки доносились женские крики.
Скрипка многими считалась дьявольским инструментом, так что неудивительно, что пошли разговоры о сделке Паганини с дьяволом. Он держался подчёркнуто загадочно и не пресекал распространение этих фантастических слухов. Перед одним из концертов он поранил ногу и, прихрамывая, вышел на сцену. В зале раздались смешки. Паганини, сохраняя невозмутимый вид, заиграл. Неожиданно на скрипке лопнула струна, не останавливаясь он продолжал концерт и сорвал бурные аплодисменты. Один из зрителей божился, что видел дьявола, помогающего Паганини играть. Вскоре люди начали заявлять, что видели у скрипача рогами и копыта.
Рассказывают даже, что дьявол однажды заставил молнию ударить в смычок Паганини во время выступления.
В настоящее время считается, что необычная длина пальцев Паганини, которая позволяла ему играть три октавы одной рукой, была связана с генетическим заболеванием. Точно так же его способность играть с невероятной скоростью может быть приписана заболеванию, которое вызывает повышенную гибкость и нарушение координации.
Паганини был болезненным большую часть жизни. Несмотря на это его всегда окружали поклонницы, он легко заводил любовниц. В возрасте сорока лет он заразился сифилисом, который лечили опиумом и ртутью, что привело к дальнейшим проблемам со здоровьем.
Через десять лет, переболев туберкулезом, он решил уйти от публичных выступлений. Последние месяцы болезни он не выходил из дома и почти не вставал, целыми днями просто перебирая пальцами струны скрипки.
Паганини умер от внутреннего кровотечения в мае 1840 года, в Ницце. Перед смертью он отверг священника, пришедшего принять у него исповедь. Паганини говорил, что отослал священника, потому что был уверен, что не умирает. Но те, кто считал, что он был в сговоре с дьяволом, не поверили этому объяснению.
Через неделю Паганини скончался, не приняв последних таинств, а местная церковь отказалась похоронить его тело на освященной земле.
В течение следующих четырех лет его останки будут перевозить из города в город. Его забальзамированное тело было выставлено два месяца на смертном одре в Ницце, но и там не позволили захоронить его. Несколько раз останки хоронили и выкапывали вновь. Наконец папа римский дал разрешение на похороны со всеми положенными обрядами, но этот процесс затянулся на многие годы. Прах великого скрипача был окончательно захоронен только через полвека на кладбище города Пармы.
Роберт Джонсон
Прошло еще чуть менее ста лет, и родился очередной музыкант, который потрясет публику своим талантом. Теперь местом действия стали США, а скрипку сменила гитара. Этого музыканта звали Роберт Джонсон.
Мальчик родился в 1911 году в округе Копайа, штат Миссисипи в семье афроамериканцев. Его отец владел прачечной, всего в семье было десять детей. Вскоре после рождения сына толпа белых линчевателей выгнали семью из города, и они переехали в Мемфис. Там родители Роберта разошлись, он жил то с отцом, то с матерью. Когда Роберту исполнилось восемнадцать, мать рассказала ему, что его настоящим отцом был человек по фамилии Джонсон, и юноша решил сменить фамилию.
Тогда же он женился шестнадцатилетней девушке, которая вскоре умерла при родах. Родня девушки шептала, что это – божье наказание непутевому Роберту, который вместо того, чтобы быть добропорядочным фермером, мечтает стать музыкантом и петь блюз, эту «музыку дьявола».
Джонсон действительно услышал игру знаменитых чернокожих блюзменов и сам начал играть на гитаре. Но, по-видимому, у него не было к этому таланта. Рассказывают, что его игра походила на грохот и сводила людей с ума. Знакомые просили забрать у юноши гитару и никогда не подпускать его к музыке. Один из первых музыкантов в стиле «дельта-блюз», Сон Хаус, вспоминал, что видел Роберта – паренька, который что-то играл на гармошке, но совсем не ладил с гитарой.
Но однажды Роберт Джонсон пропал. Когда через год он вернулся, он стал другим человеком. Уровень его мастерства многократно возрос, словно вместо него на гитаре играл кто-то другой. Сам он рассказывал, что ему велели прийти на некий перекресток в полночь. Там его встретил огромный черный человек, который взял гитару и настроил ее. Это был сам Дьявол. Он сыграл несколько песен, а затем вернул Джонсону гитару, научив играть на инструменте. В обмен на свою душу Джонсон смог создавать блюз и прославился.
Джонсон стал одним из самых впечатляющих гитаристов своего времени. В его лирике сквозит навязчивое отчаяние. Он воспевает свои отношения с Дьяволом, поет о том, что он странствующий бродяга, за которым вечно по пятам бегут адские гончие. Роберт Джонсон переезжал из города в город, играл в ресторанах и на улице.
Так же, во время вечных гастролей, он и умер, в возрасте всего 27 лет. Причина смерти не выяснялась, для больного чернокожего даже не стали вызывать врача. По самой популярной легенде, Джонсона был отравлен. Музыкант флиртовал с замужней женщиной, и ревнивый муж подсыпал стрихнина в бутылку виски, которую Джонсон выпил за вечер.
После его смерти осталось всего двадцать девять записанных песен, но по крайней мери три из них входят в известное всем наследие блюза. В том числе песня "Cross Road Blues", в которой и рассказывается история о сделке с дьяволом. В 60-е годы Эрик Клэптон сделал свой кавер на эту песню, и журнал Rolling Stone присвоил ей третье место в списке «Величайших гитарных песен всех времен». На первом месте, кстати, там песня "Johnny B. Goode" Чакка Берри.
XX век – блюз, рок-н-рол, хеви-метал
Творчество Роберта Джонсона оказало влияние на целое поколение гитаристов. Блюз переставал быть музыкой чернокожих, завоевал популярность по всему миру. Из блюза возник рок-н-рол, из него – рок и метал, а также все возможные разновидности этих жанров.
Бум рока в Европе совпал с ростом интереса к оккультизму и неоязычеству. Уже не нужно было распускать слухи о сделке с дьяволом – традиционное христианство теряло свое влияние на души молодежи. Протест против консервативного общества, в том числе против церкви, стал почти обязательной составляющей частью рок-музыки.
Поиск просветления, расширение сознания, легкие наркотики – моду задал Джон Леннон из «Битлз», а поддержали все остальные. Когда в 1968 году группа Rolling Stones выпустили композицию “Sympathy for the Devil”, «Сочувствие к дьяволу», это было не проявлением сатанизма, а просто очередной вызов приличному обществу.
Джимми Пейдж из Led Zeppelin был серьезно увлечен оккультизмом и работами знаменитого мистика Алистера Кроули. Он даже специально ездил в США в штат Миссисипи и общался со знакомыми Роберта Джонсона. По слухам, вернулся из поездки он с банкой земли, собранной на том самом перекрестке, где блюзмен заключил сделку с дьяволом.
Самая известная песня Led Zeppelin, Stairway to Heaven, «Лестница в небо», до сих пор для кого-то пахнет серой.
Однажды по радио в США выступал проповедник, который утверждал, что во многих популярных рок-песнях содержатся скрытые сообщения, которые можно услышать, если проиграть надпись задом наперед. И вот если запустить в обратную сторону «Лестницу в небо», то в середине песни можно якобы услышать сатанинские призывы: «Тот, чья сила - сатана, Он даст тебе, он даст тебе 666».
Дело даже дошло до суда штата Калифорния, в котором требовали раскрыть наличие в записи таких скрытых сообщений. Сами музыканты любые утверждения о секретном послании всячески отрицают.
В пятницу, 13 февраля 1970 года увидел свет дебютный альбом группы Black Sabbath. Перевернутый крест на обложке, мрачные тексты, звон колоколов и раскаты грома во вступлении – создатели первой в мире хеви-металл группы смогли вселить ужас не только словами, но и музыкой.
При этом сами участники группы дьяволу не поклонялись и оккультизмом особенно не увлекались, а сознание расширяли алкоголем и наркотиками. Название «Черная суббота», по словам Оззи Осборна, он увидел на афише фильма ужасов. Молодые ребята решили, что раз люди платят деньги в кино, чтобы их пугали, то почему бы не делать то же самое в музыке?
При этом многие слушатели воспринимали их намного серьезнее, чем сами музыканты. Black Sabbath постоянно приглашали сатанисты разных мастей на свои черные мессы. Одна из сект предложила им сыграть в Стоунхендже, а после отказа наложила на членов группы проклятие. После этого все участники группы стали носить нательные кресты (Оззи Осборн носил на шее еще и водопроводный кран)
В Лос-Анджелесе музыкантов приветствовали члены секты Чарльза Мэнсона, в Сан-Франциско основатель «Церкви Сатаны» устроил парад в их честь. При этом сами Black Sabbath даже не никогда раньше не слышали об этих организациях.
«Сатанинская паника»
Вольно или невольно, Black Sabbath вдохновили многих других музыкантов. Те переняли не только музыкальный стиль, но и внешний эпатаж. Кресты, цепи, шипы и черный цвет стали такой же неотъемлемой частью рока, как и тексты про бунт, агрессию и чертей. Возникли более узкие направления, такие как «Черный метал» и «Языческий метал», в которых богоборческие тексты стали частью стиля.
Забавно, что чем дальше, тем больше приходится музыкантом прилагать усилий, чтобы люди поверили в их связь с нечистыми силами. Паганини или Джонсон никак не подчёркивали свою связь с дьяволом, а просто подыгрывали молве. Оззи Осборн носит титул «Принца тьмы», но все, что он для этого сделал - надел чёрное, прокричал со сцены что-то про силы зла, и был при этом так пьян, что откусил голову летучей мыши, брошенной кем-то из зала.
Уже в девяностые годы для того, чтобы приблизиться к такому успеху, музыкантам приходилось красить лица в трупные пятна, придумывать себе прозвища типа «Адского расчленителя» и обливаться на сцене кровью.
Мерлин Мэнсон таскает с собой на концерты перевёрнутый крест, строит свой имидж на образе «Антихриста-суперзвезды» и распускает слухи о самых гнусных извращениях.
Можно спорить, насколько серьёзно сами музыканты относятся к тому, что творят на сцене. С одной стороны, норвежские металлисты не врут: они поют про поклонение сатане и в реальной жизни сжигают церкви, участвуют в оргиях и иногда подкрепляют свои слова убийствами других музыкантов. Но это уже явно психически нездоровые люди. С другой стороны, для многих это просто сценический образ. Тот же Элис Купер при всей своей бутафории ужастика по вечерам смывает грим и превращается в добропорядочного семьянина. То есть для него весь сатанизм со сцены — это просто работа. Тут возникает вопрос лицемерия. Ведь он сам не верит в то, к чему призывает в своих песнях. А многие поклонники в итоге оказываются куда более радикальными, чем их кумир. Почти у каждой «тяжелой» группы есть в истории случай, когда кто-то послушал их музыку, и совершил убийство или самоубийство.
Это дает повод некоторым борцам за нравственность занести всю рок-музыку оптом в «греховное дело» и требовать ее запрета. Причем такие радикалы не видят особой разницы между Битлз и Мэрлином Мэнсоном.
Вот что интересно: за последние лет пятьдесят действительно талантливых музыкантов было много. Но все-таки не было уникумов, которые поражали бы своими способностями и заставили бы говорить о даре потусторонних сил. Да, Мадонна, Майкл Джексон или Муслим Магомаев получили оглушительный успех. Но это был коллективный успех авторов песен, аранжировщиков, звукорежиссеров и распространителей музыки.
Конечно, мы не можем утверждать, что никто из поп-звезд душу дьяволу не продавал! Но видимо, они пошли по рациональному пути: попросили сразу славу и успех, а не потрясающий талант. Таких мастеров-самородков, как Паганини, на эстраде что-то не видно.
Зато вот подозрений в связи с дьяволом – сколько угодно! Практически любого человека, который посмел добиться успеха, можно обвинить в связи либо с нечистым, либо с масонами, либо и с тем, и с другими.
Да что там, в 70-е годы в США разразилась настоящая «Сатанинская паника». Это было логичное продолжение «Охоты на ведьм» 50-х годов. Только теперь впечатлительным гражданам показалось, что в правительство проникли толпы сатанистов. В книгах и статьях проповедники рассказывали, что тайный орден поклонников Сатаны решил уничтожить мир через массовую культуру. Тяжелый рок, сексуальная революция, увлечение фантастикой, появление ролевой игры «Драконы и Подземелья» — это все шаги одного плана, цель которого – ввергнуть всю страну в грех и погибель!
Очевидно, сила этих закулисных сатанистов была так велика, что рок и мода проникли даже через «железный занавес» и привели к падению Советского союза. То есть «План Маршалла» был организован сатанистами! Иронично. У нас в стране вряд ли кто-то думает, что Виктор Цой продал душу дьяволу. А вот в то, что тексты «Кино» писали по спецзаказу в ЦРУ – вполне верят. Учитывая, как в Союзе демонизировали спецслужбы – получается та же самая теория.
Все знаменитости по всему миру продали душу дьяволу!
А что же творится сейчас? Есть ли в наше время музыканты, которых подозревают в фаустовской сделке?
Конечно! Простейший поиск в интернете позволяет нам раскрыт ужасную тайну Оказывается, уже все знаменитости по всему миру продажи душу дьяволу! На одном популярном сайте в мировой сети я нашел подробное описание происходящего.
Оказывается, все знаменитости, в том числе музыканты, употребляют наркотик, который получают из организма детей. Их для этого похищают и держат в подземных лабораториях. А коронавирус был разработан искусственно, чтобы бороться с этим злом. Карантин объявили, чтобы люди сидели дома, и никто не смог украсть детей. А те, кто признался в заражении коронавирусом, фактически подтверждают свою причастность к преступной группе.
...Нет, извините, продолжить чтение я не могу. Есть болота, от которых следует держаться подальше, если вам дорог ваш рассудк.
А что у нас? Наш шоу-бизнес ничуть не хуже.
Например, скандальный рэпер Моргенштерн. Он не только признан в РФ иностранным агентом, он еще и сравнивает себя с дьяволом.
Фамилия его матери, которую он использует как псевдоним, переводится с немецкого как «утренняя звезда», а это не что иное, как обозначение Люцифера. Учитывая, что репер возник практически из ниоткуда и сразу прорвался на вершины хит-парадов, что внешность его далека от идеалов красоты, то такой ошеломляющий успех вполне может иметь и потустороннее объяснение. А татуировка на лице в виде трех шестерок лишь добавляет аргументов. По другой версии, которую легко найти в интернете, душу дьяволу продал не сам репер, а его отец, который пожелал для сына успешной карьеры.
Впрочем, правды мы никогда не узнаем. Является ли музыка орудием дьявола, или мы, как обладающие свободой воли, сами несем ответственность за свои поступки? И вообще – что вам больше нравится, Паганини или русский рэп? Напишите в комментариях.
Заключение
Спасибо, что слушали!
Канал «Феи / Роботы / Пришельцы» можно читать на Яндекс.Дзен, в Телеграме и ВКонтакте. Аудиоверсия подкаста доступна на сервисах Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Google Podcasts и в подкастах ВКонтакте. Видео-версию смотрите на канале YouTube.
Поддержать канал можно на сервисе Boosty по ссылке в описании.
Оставляйте комментарии и ставьте оценки. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски. Скоро увидимся!