В течение жизни каждому из нас приходилось чему-то обучаться. Скажу больше, мы ежедневно постигаем «новые горизонты», ну не совсем конечно горизонты, так небольшие горизонтики. Мы узнаем новую информацию, учимся что-то делать, приобретаем навыки. Этот процесс проходит легко и непринужденно, если он происходит сам по себе, не напрягая нас и практически для нас не заметно, например, когда нам что-то интересно и мы с энтузиазмом начинаем вникать в детали и тем самым обучаемся.
Но совсем другое дело, когда кто-то или что-то требует от нас получить новые знания и навыки. Например, длительная командировка за границу вынуждает изучать английский язык или новая работа обязывает уметь водить автомобиль. Такие навыки лично нам совершенно ни к чему, но необходимость заставляет начать обучение. Тут-то и начинаются трудности.
Если нам встречаются люди, владеющие этими навыками в совершенстве и делающие что-то, как нам кажется, сложное совершенно легко, мы всегда стремимся повторить это. Тем самым обрекая себя на разочарование, еще не начав процесс обучения. Вместо этого лучше попросить выполнить это действие медленно, раскладывая весь процесс по полочкам, вникая в его суть, ну если хотите, создавая в мыслях рисунок или схему. Обучение пройдет быстрее и проще, если от него получать удовольствие. Только после разбора каждой детали и мелочи можно оттачивать технику и скорость. Необходимо это для того, чтобы научившись чему-то физически не спотыкаться постоянно об ошибки не учтенные ранее. Машину можно научиться водить и самому, но, не зная правил и техник вождения далеко не уедешь.
Процесс самообучения можно представить в виде схемы, которая состоит из четырех этапов, которые следуют строго друг за другом, ну если конечно человек не бросит заниматься «ерундой» на одном из них. Вот они:
Когда мы не осознаем того, что мы что-то не умеем. То есть, на этом этапе мы даже думаем о том, что не умеем, например, водить машину. Этот навык нам не нужен и думать об этом незачем.
Когда мы осознаем, что не имеем необходимого навыка. Другими словами, перед нами встала задача применить навык или знания, которых у нас нет. В этот момент мы начинаем осознавать, что нам требуется этому научиться. Мы все чаще обращаем внимание на людей, умеющих это, замечаем, насколько хороши они или какие допускают ошибки.
Этап, когда мы понимаем, что мы умеем это делать. То есть, начали обучаться, освоили навык, и при каждом удобном случае применяем его. Если возникает ситуация, требующая применить полученные знания и умения, мы с легкостью вспоминаем все, чему нас учили и используем это на практике.
В чем же заключается последний этап? В автоматизме. Доведение своих умений в области, которую изучали до использования их «на автомате». То есть, производя одни и те же движения в течение длительного времени, мы перестаем задумываться, как заводить машину, мы просто вставляем ключ и поворачиваем его. Именно овладение навыком на уровне бессознательного, использование его постоянно, не затрудняя себя воспоминаниями «как это правильно делать» — и есть полное завершенное обучение.
Другое дело, что не каждый человек доходит даже до второй стадии процесса обучения. Кому-то не хватает терпения, кто-то считает, что ему это не нужно. Но большинство сталкиваются с проблемой, когда им кажется, что у них ничего не получается или они не получают желаемой отдачи, поэтому и бросают затею. Дело в том, что данное ощущение – это обязательная стадия любого обучения. Через нее просто надо пройти. Поначалу всегда создается впечатление, что у других получается лучше или результат слишком мал. Но дойдя до четвертой стадии «автоматического умения», вы будите удивляться, почему большинство людей не пользуются этим умением, ведь это так просто и настолько облегчает жизнь.
Ждем ваших комментариев. До скорых встреч, удачи!