Доброе утро! Сегодня хотелось бы поговорить об одной из известнейших пластинок 70-х - альбоме Rumours группы Fleetwood Mac.
У каждого популярного коллектива есть ключевой альбом - бывает, что этот альбом просто достиг наибольшего количества продаж (по причине хорошей раскрутки/именитого продюсера/грандиозного тура в поддержку релиза и др.); бывает, именно в составе этого альбома вышел главный хит группы; у этого альбома самая крутая (революционная, гениальная) обложка и так далее.
Почему ключевым альбомом FM является Rumours? Ведь есть же не менее (а для кого-то и более) достойные пластинки - тот же одноименный Fleetwood Mac (1975) с хитом "Rhiannon", Tango in the night (1987) - венец дэнс-поп-периода группы, двойник Tusk (1979) или даже Say you will (2003) из позднего периода творчества коллектива. Считается ли ключевым альбомом Rumours только по количеству продаж (обычно в рейтингах попадает в топ-20 самых продаваемых альбомов в мире ) или это связано с тем, что здесь одна из самых популярных песен группы ("The Chain"), а может, здесь какая-то выдающаяся обложка (известное фото Мика Флитвуда и Стиви Никс)? Сегодня пластинка Rumours имеет статус культовой, а потому вроде как и не нуждающейся в какой-то очередной оценке.
Но что же такое «Слухи» по своей сути и музыкально-культурной ценности: поп, предвосхитивший закат господства хард-рока, или, напротив, продолживший его дело единственно возможный и успешный софт-рок-преемник?
Любопытно, что рабочее название пластинки было «Yesterday’s gone» (по строчке из песни "Don’t Stop"). По наиболее распространённой версии, финальное же название "Rumours" появилось случайно, на это группу вдохновили постоянные сплетни, витавшие вокруг участников FM (прежде всего, касавшиеся подробностей их личной жизни). Известно, что эти сплетни были небеспочвенны: все участники группы претерпевали тяжёлый период в жизни - расставание со своим любимым человеком, а учитывая, что в отношениях друг с другом состояли две пары из группы (басист и клавишница/вокалистка, гитарист/вокалист и другая вокалистка), это не могло не усложнить творческий процесс как написания, так и записи материала.
Стоит отметить, что существенных предпосылок к будущему успеху альбома на момент его записи было не так уж много. Да, у группы уже была внушительная история, за плечами было немало релизов, предыдущий альбом хоть и "выстрелил", но не сразу. Что касается технических сторон процесса записи Rumours, использованные вокальные и инструментальные решения были известны и прежде - ко второй половине семидесятых какие только приемы не были применены в рок-продюсировании. Однако же альбом сделал, казалось бы, невероятное - "Слухи" стал самым успешным альбомом Fleetwood Mac, в 1978 году он получил "Грэмми" в номинации "Альбом года", а его продажи составили более 40.000.000 копий по всему миру.
Рискну предположить, что в случае с Rumours сработала вечная (и, наверно, единственная правильная) формула успеха музыкального альбома - присутствие в нем хороших песен: удачных, запоминающихся, приятно и легко звучащих, цепляющих слушателя по эмоции, передаваемой мелодией/голосом/общей чувственностью исполнения. Большинство песен здесь очень простые, сделанные, что называется, на старых лекалах - гармониях, структурах и по сути тех же темах, которые в очередной раз "сработали". Во многих песнях есть что-то трудно описуемое и объяснимое - это надо просто услышать, чтобы понять, о чем речь, и тогда уже либо в это влюбиться, либо пройти мимо и больше не возвращаться к этому. Если вы никогда не слышали Rumours, в первую очередь, вам стоит послушать , "The Chain", "Gold dust woman", "Dreams".
Все песни в альбоме - об отношениях между людьми (в большей части, о проблемных), при этом все композиции звучат отнюдь не грустно, печально и удручающе. Тут стоит вспомнить, что рабочее название альбома было "Yesterday’s gone", что можно перевести как "Вчерашний день позади" или "Вчерашний день уже не вернётся": для многих это обстоятельство символизирует новое начало, еще один шанс - вероятно, поэтому альбом и предполагалось назвать в таком позитивном, оптимистичном ключе. Но музыка не должна иметь заранее определенных рамок, и в этом смысле название "Слухи" представляется более удачным: слухи как явление не имеют определённой окраски, они могут быть всякими, каждый раз оставляя пространство для личной (субъективной) интерпретации услышанного.
Итак, обсудим альбом более подробно:
1. "Second Hand News". Альбом открывает простенький поп-кантри. Я думаю, можно ввести "тест на открывашку" - насколько удачно и гармонично открывается альбом. Наверно, в случае с Rumours, учитывая специфику репертуара группы, эта открывашка на 7/10: это не лучшая песня FM, можно сказать, не репрезентативная, но темп и общий настрой пластинки она задаёт.
2. "Dreams". А вот тут уже мы слышим FM в своей лучшей форме - богатая, бархатистая вокальная партия, ненавязчивый и потому приятный (я бы даже сказал, фоновый) инструментал. Надрыва в вокале (часто свойственного как Стиви Никс, так и Линдси Бакингему) здесь нет, но общей картины это не портит, а только дополняет ее.
3. "Never Going Back Again". И снова что-то из кантри, уже местами с надрывом, и с красивыми бэк-подпевками, но с простоватой гитарной партией, по сути и составляющей весь инструментал песни.
4. "Don’t stop". Песня-аффирмация в исполнении Линдси и Кристин Макви. Вроде бы песен с наставлениями о вере в себя мы слышали десятки, но эта какая-то особенная, она не навязчивая, а запоминающаяся подсознательно! Лично мне она нравится.
5. "Go Your Own Way". Красота! Динамичный хит с какой-то позитивной мелодикой и ритмикой, но с меланхоличным и даже грустным текстом. Это одна из песен, с которой связывают бэкграунд написания альбома (разлад личных отношений у каждого из участников группы). Как бы ни было, песня осталась, и она по-прежнему прекрасна, хотя и олицетворяет так называемую светлую грусть.
6. "Songbird". Баллада под аккомпанемент пианино и акустической гитары. Нередко подобными песнями заканчиваются альбомы, так что само по себе решение поставить такую песню в середину альбома можно назвать нестандартным и интересным. Не могу сказать, что эта песня мне очень нравится - она, безусловно, хороша, звучит приятно и спокойно, но меня (во всяком случае пока) не "пробрала".
7. "The Chain". Эту песню написали все участники группы вместе, но на авансцене здесь, очевидно, сладкая парочка - Стиви Никс и Линдси Бакингем, во время записи альбома бывшие парой на грани разрыва отношений. Это песня-визитка FM с одним из лучших, на мой взгляд, припевов в рок-музыке - причём объяснить, почему он так нравится всем (включая меня), я не могу - то ли мощь вокальных партий, то ли простая, но всем понятная мелодия, то ли драматизм текста, который каждый в той или иной мере примеряет на себя и свою жизнь при прослушивании.
Кстати, в изначальной версии песня звучала совсем иначе:
8. "You make loving fun". Класс! Песня удивительная: сначала она словно плывет (за счёт звучания клавиш, наверное), а в припевах - летит, и все это дело, разумеется, происходит в ночи, настроение именно такое. Эта песня, на мой взгляд, приоткрывает будущую страсть FM ко всему танцевальному (вспомнить хотя бы альбом Tango in the night).
9. "I don’t want to know". Что-то более традиционное, тяготеющее к кантри. Песня веселая, легкая, с классным и запоминающимся припевом! Кстати, здесь в конце чуть ли не единственное на альбоме полноценное гитарное соло.
10. "Oh Daddy". По одной из версий, эта песня была написана Кристин Макви о Мике Флитвуде - барабанщике и бессменном лидере и идеологе группы. Неважно, так ли это было на самом деле, баллада вышла красивая, динамичная, выдержанная в одном звучании и, в то же время, нескучная. Припев, кстати мне немного напоминает "What love can be" от Kingdom Come.
11. "Gold Dust Woman". Песня-спутник "The Chain" - по общему звучанию, лид-вокалу, простоте формы и глубине музыкального содержания. С таким же (!) мощным припевом - обратите внимание все, кто не слышал ничего, кроме "The Chain".
Так почему же Rumours настолько популярен? Моя версия:
1. Инструментальная форма/стиль: фолк, кантри, поп - как эстрадный, так и роковый; обилие соответствующих инструментов - акустические гитары (в том числе много слайд-гитары), за счёт чего местами было достигнуто уместное банджоподобное звучание (использовался инструмент «добро»); много клавиш - пианино, «роудсы», органы и электропиано; бас и барабаны не выпячены, выполняют функцию «бэк-офиса», поддерживают ритм и выходят на первый план лишь местами, в их партиях мало нот, потому они не перегружены.
2. Вокал: его много, он разный, все партии и все вокалисты на своём месте. Плюс ко всему каждый вокалист поёт «свою» (не по авторству, а по стилю/духу) песню - хотя, может, ощущение было бы другим, пой они другие песни. Мне не очень нравятся голоса Линдси и Кристин, они мне кажутся менее выразительными, чем у Стиви, без какой-то своей изюминки, что ли, но все это неважно, поскольку все песни спеты идеально. Отдельной похвалы заслуживает работа с бэк-вокалом.
3. Лирика: почти вся она о любви в ее различных стадиях и проявлениях, здесь поднимаются самые разные темы, а у каждого человека все они вызывают свои собственные эмоции, ощущения и ассоциации. Эти эмоции и чувства близки и понятны большинству людей, соответственно, эти песни так или иначе попадают в сердце и западают в душу. Ещё деталь: эти песни поются и мужчинами, и женщинами (и вместе, и порознь), что делает ещё более доступной и привлекательной для слушателей форму изложения этих песен.
4. История создания альбома и личные отношения: подогревают интерес к музыке и дополняют общую картину-содержание песен, но вряд ли имеют какую-то определяющую роль в успехе альбома.
А что вы думаете о Rumours?
#fleetwood mac #stevie nicks #lindsey buckingham #rock #soft rock #rock n roll #музыка #рок-музыка #музыкальные обзоры