Найти тему

Индексация сайта. Что стоит учесть на этапе разработки. Или как сэкономить время на выдвижении сайта после разработки?

Оглавление

Когда пользователь вводит запрос в поисковик, он видит поисковую выдачу. Она формируется из тех страниц, которые поисковые роботы обошли и включили в поисковую базу. Процесс внесения информации о сайтах в базу и есть индексация. Она нужна для того, чтобы ваш сайт фигурировал в результатах поиска. Иначе поисковик не сможет показать его пользователю.

Попадание в индекс, а значит и в ранжирование, можно предусмотреть еще на этапе создания сайта. Для этого нужно грамотно настроить базу для последующей оптимизации.

Что влияет на индексацию сайта

Доменное имя

Название сайта должно отражать сферу деятельности компании или бренд. Адрес ресурса рекомендуется настроить ЧПУ - человекопонятный URL. Вместо символов и идентификаторов подбираются простые слова, которые будут интуитивно понятны пользователю. Адреса могут быть кириллическими или латинскими. Подходящий домен - плюс в продвижении. Главное не переборщить: лишние ключевые слова в названии ухудшают ранжирование ресурса. Поисковики не любят переоптимизацию.

Пример подходящего доменного имени для салона красоты - lashstyle.ru. Пример домена, в котором допущена переоптимизация и нет бренда - narastit-resnicy-v-moskve-deshevo.ru.

Настройка формирования URL

Все разделы на сайте должны быть упорядочены и размещены в подходящих папках. Особенно это важно для интернет-магазинов и каталогов, у которых большой ассортимент. Адреса страниц формируются в зависимости от структуры. Если она понятная - то и URL будут корректными.

Вариант 1 правильного формирования URL:

Здесь интуитивно понятно, что пользователь находится в подразделе “Напольных покрытий” - “Напольные доски” в карточке товара. Структура каталога сформирована по видам товаров.

Платформа или CMS

(англ. Content Management System) ― это система создания и управления сайтом.

Это визуально удобный интерфейс, с помощью которого можно добавлять и редактировать содержимое сайта). Существует больше 1000 CMS с различными условиями и особенностями: бесплатные и платные, популярные и самописные, конструкторы, фреймворки. Выбор зависит от типа сайта, его целей и бюджета. Например, если планируется создать каталог или интернет-магазин, то 1С-Битрикс - один из лучших вариантов в плане функционала и возможностей развития. Для блога и сайта услуг подойдет Wordpress - интуитивно понятная админ-панель и плагины для SEO.

Сервер сайта

Web-сервер - это программное обеспечение, на котором хранятся все данные для корректного функционирования сайта. Рекомендуется выбирать выделенный сервер. В этом случае в вашем распоряжении будут все ресурсы, которые могли бы распределяться между другими клиентами. Также вы избежите риска быть соседями по сервису с не проверенными сайтами и блокировки по IP в случае атак, нацеленных на них.

Качество программного кода

Валидный код = код без ошибок. Сайты с валидным кодом ранжируются лучше, чем с ошибочным. Еще один приятный бонус - кроссбраузерность. Ресурс будет корректно отображаться во всех браузерах. Качество исходного кода также имеет значение для скорости загрузки сайта. Меньше ошибок - быстрее загрузка.

Протокол сайта: http или https

Расширение HTTPS - безопасный протокол, который отправляет данные, защищенные криптошифрованием. Для настройки защищенного соединения требуется подключить SSL-сертификат.

Он платный, приобрести его можно на специальных сервисах. Эти затраты стоит заложить в бюджет еще на этапе разработки, так как у https-протокола есть серьезные преимущества:

  • Сайты, работающие по протоколу HTTPS, обеспечивают защиту информации от кражи. Пользователи могут без опасений проводить онлайн-оплату и вносить свои данные.
  • Повышение лояльности посетителей. Если нет защищенного соединения, то пользователь увидит сообщение:
-2

Такое уведомление уменьшает шансы на то, что посетитель заполнил форму обратной связи, оплатит заказ или вообще останется на сайте.

  • Улучшение ранжирования. При формировании поисковой выдачи поисковики учитывают много факторов. Один из них - защищенный протокол. Такие ресурсы “любят” не только посетители, но и сами поисковые системы. А значит это возможность обогнать конкурентов.

SSL-сертификат выдается на 1-2 года в зависимости от условий и тарифа. Главное вовремя продлевать его, иначе посетителям откроется страница

-3

Настройка адаптивного дизайна и мобильной версии

Сейчас все больше трафика поступает со смартфонов. Поэтому ресурс должен корректно отображаться не только на компьютерах, но и на мобильных устройствах. Сайты с адаптивным дизайном удобнее для пользователей, а значит клиенты не вернутся к списку выдачи и не уйдут к конкурентам. Это улучшает поведенческие факторы. Также адаптив является одним из факторов ранжирования.

Пример сайта без настройки адаптива и мобильной версии:

Требуется скроллить сайт

-4

Мелкий шрифт на смартфонах

-5

Формат и оптимизация изображений

Формат изображений может повлиять на скорость загрузки - улучшить ее или создать проблемы. Если вам нужен сайт, который будет быстро открываться - выбирайте форматы WebP и AVIF. Они обеспечивают более эффективное сжатие по сравнению с PNG или JPEG.

При разработке сайта рекомендуется обратить внимание и на название картинок, а также атрибуты Alt и Title. Если заполнить их с включением поисковых фраз - то пользователи найдут ваши изображения по запросам. Главное здесь не увлекаться переоптимизацией: не использовать больше одного ключа и не делать названия слишком длинными (3-4 слова достаточно).

Как продвигаться уже в процессе разработки

Процесс подготовки сайта к индексации может растянуться на несколько месяцев. Не теряйте это время - выберите рабочий домен и создайте на нем сайт-одностраничник. Для чего он пригодится?

  • Он будет выполнять роль визитки или лендинга.

Лендинг (landing page) - это ресурс, имеющий одну посадочную страницу. Если у вас есть лендинг, то его можно использовать для сбора заявок с рекламы. А также он будет работать на возраст - “старые сайты” имеют преимущества над вновь созданными. Таким образом к моменту окончания доработок у вас уже будет домен, который уже знаком поисковикам.

  • Имея даже одностраничник, вы сможете зарегистрироваться в справочниках и каталогах.

Самые важные из них - Яндекс.Бизнес и Google Мой Бизнес. Создание карточек компании в этих справочниках повысит доверие пользователей и поисковиков, а также дать возможность собрать отзывы и улучшить рейтинг. Параллельно стоит озадачиться и поиском каталогов для регистрации: это могут быть тематические ресурсы, агрегаторы, справочники фирм и так далее. Так вы соберете ссылочный профиль сайта уже в процессе разработки.

Проверка параметров индексации перед запуском

Итак, настроен безопасный протокол, адаптивный дизайн, выбрано подходящее доменное имя и CMS. Код сайта проверен через валидаторы. Ресурс готов к тому, чтобы попасть в поисковую выдачу. Осталось проверить и настроить:

  • файлы robots.txt и sitemap.xml.

Убедитесь, что robots.txt закрывает не весь сайт, от индексации, а только технические разделы и страницы личного кабинета пользователя. Карта сайта - sitemap.xml - содержит ссылки на все URL, которые нужно проиндексировать, например, главную, страницы товаров и услуг.

  • Код ответа сервера. Страницы, которые попадают в индекс, должны отдавать код ответа 200 ОК. Несуществующие страницы - 404 Not Found.
  • Директива Meta Robots. Если в коде URL есть тег <meta name="robots" content="noindex, nofollow" />, то такая страница индексироваться не будет.
  • Счетчики для отслеживания статистики: Google Analytics и Яндекс.Метрика. Код счетчиков рекомендуется настроить с первого дня функционирования сайта: так соберется полная аналитика со старта работ.
  • Вебмастера: Google Search Console и Яндекс.Вебмастер. В вебмастерах отслеживается и корректируется индексация: исключение и включение страниц в поиск, ошибки, рекомендации. В будущем сервисы можно будет использовать для корректировки индексации, например, отправлять в переобход важные страницы или, наоборот, исключать из индекса неактуальные. Улучшает индексацию подключение обхода по счетчикам и настройка региональности.
-6

В данной статье разобрали важные этапы, которые надо учитывать при разработке сайта. Применяйте, смело внедряйте в работу.

Антонина Дорожкина

Маркетолог и основатель диджитал студии Антонины Дорожкиной