Найти тему

Как появилась русская гармонь

История музыкальных инструментов прекрасно демонстрирует тот факт, что извлечение организованных звуков имеет довольно ограниченные способы своего воплощения. Разумеется, инструментов много, но они являются вариантами какого-то одного вида. Скажем, все на свете духовые — варианты древней дудки, где выдуваемый воздух регулируется теми или иными клапанами. Или возьмем все эти гармоники, включая современные баян и аккордеон — в любом случае присутствуют меха, которые надо раздвигать, и звуки меняются в зависимости от давления на металлические язычки, закрепленные на рамке.

Этот же принцип работает и в русской гармошке.

Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий и Личное мнение о людях и событиях

Савелий Сорин. "Партизанка (Портрет Дасии Шпаляпиной)". 1945.
Савелий Сорин. "Партизанка (Портрет Дасии Шпаляпиной)". 1945.

Этот музыкальный инструмент был создан в Петербурге, а своим изобретателем имел чеха по имени Франтишек Киршник. Он был инженером, прибывшим в Россию в XVIII веке и в 1783 году представившим публике свой вариант гармоники, довольно простой. Но главное — название тоже было предложено Киршником, он просто использовал слово из чешского языка. В русском обиходе слово "гармоника" переиначилось на гармонь или более интимно — гармошку.

Массового производства гармони в России в XVIII веке не было, гармошка прибывала из Европы ограниченными партиями. За производство отечественной гармони взялись, в первую очередь, тульские мастера. В частности, в 1820 году дело начал оружейник Тимофей Воронцов. Этот предприимчивый человек создал «Вольно-оружейничью гармонную фабрику». Но тогдашние гармони были все еще ограничены в диапазоне звучания.

Фирс Журавлев. "Гармонист"
Фирс Журавлев. "Гармонист"

В 1830 году на Нижегородской ярмарке туляк Иван Сизов увидел венскую пятиклапанную двухрядную гармонь, купил ее и привез домой. Поначалу он производил ее копии. Впоследствии мастер Геннадий Чулков совместно с отцом и братьями добавили в инструмент басов и аккордовый ряд. Кроме того, расширился диапазон звучания, появились полутона и хроматический ряд. Это было сделано по заказу гармониста Н.И. Белобородова. Можно сказать, что так родилась русская гармонь в том виде, в каком она прославилась в мире и была многократно отражена в литературе и изобразительном искусстве.

Чулков запатентовал изобретение. Молодец! Не только ухо радовалось от звуков гармони, но и глаз — от ее вида. Тульские гармошки делались с инкрустацией из столовой кости, перламутра, латуни. Кожа была отличного качества. Однако, у Тулы не было монополии на гармонь. Инструмент начали производить по всей России, везде был свой почерк. Но тульские инструменты славились больше всех, были гарантией качества. Не зря они получали призы на Всемирной выставке.

Инструмент, изготовленный Чулковым по заказу и проекту Белобородова можно увидеть и сейчас в Мемориальном музе Н.И. Белобородова в Туле. А вообще в мире существует четыре музея гармоник.

#культура #история #музыкальные инструменты #музеи

Читайте еще на моем канале:

Это юмор или отсутствие вкуса?

В Помпеях откопали древнюю закусочную: как же она выглядела, и что в ней ели?