Всем привет. Сегодня расскажу о вам о цвете и психологии. Точнее - о попытках психологов связать цвет с психикой человека.
Тема очень сложная. Дело в том,что в обществе сформировалась масса устойчивых предрассудков о влиянии цвета. И переломить их, в том числе, у вас, уважаемые читатели, тяжело. Потому что вы уверены, что красный напрягает, зеленый расслабляет, черный пугает и проч. На самом деле, эта уверенность основана не на влиянии цвета, а на культурных стереотипах, которые возникли в истории и, преобразовываясь от эпохи к эпохе, дошли до вас в 21 веке.
Чтобы разобраться с истоками смыслов и их трансформациями, мы с вами тревожим пыль тысячелетий.
Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий.
Соединить синий цвет (другие, конечно, тоже) и психические процессы психологи - теоретики, практики и "психо-цыгане" - пытаются давно.
Так, шарлатаны в легкой степени - «психодиетологи» - отмечают особое влияние на человека продуктов так называемой голубой и синей группы: голубой карп, обезжиренное молоко (такое бело-синенькое), устрицы, кальмары, голубой сыр, голубика, грибы, черника, синяя слива, финики, синий виноград.
Они считают, что синяя еда, якобы, способствует ясности и четкости мышления, помогает при похудении, замедляет процессы старения, обладает успокоительным эффектом, нормализует сон, помогает бороться с воспалительными процессами, заболеваниями вен и сосудов, может предотвратить онкологию, снижать холестерин, регулировать деятельность щитовидной железы, останавливать кровотечение, ослаблять боль.
По большей мере все эти домыслы основаны на культурных стереотипах - своеобразном эффекте плацебо: нам кажется, что синий умиротворяет. Почему? Потому что тысячелетиями люди наблюдали за величием неба, мощью воды, придумывали для них богов, приносили им жертвы, пели гимны. Чтобы "умиротворяющие" силы этих богов приходили к людям быстрее. Затем боги "ушли", а "умиротворение" от их цвета осталось.
Конечно, в синих продуктах не только культурное плацебо. В них есть - эврика! - полезные вещества, которые, действительно, на нас влияют. Но не стоит забывать, что пользу приносят естественным образом выращенные продукты всех цветов.
В тех, что относятся к синей группе: птеростильбен, ферменты, цинка и антоцианина. Цинк способствует производству тестостерона и других гормонов, обновлению клеток, укрепляет иммунную систему; антоцианин необходим для работы мозга (улучшает память и координацию) и сердца (укрепляет сердечную мышцу и уменьшает риск развития инсульта), способствует здоровому сну и эмоциональной стабильности.
Психологи, вне обсуждений еды, атрибутируют синий цвет как тормозящий нервную систему (что хорошо в некоторых случаях).
Светло-синему приписывают значения безразличности, покоя, стабильности, умиротворенности, глубоких мыслей и раздумий. Считается, что синий «заглушает и гасит» страсть, способствует спокойной умственной работе, снимает утомление.
Также считают, что он вызывает чувство безысходности, беспокойства и печали. У этого цвета «нет дна», он никогда не кончается, затягивает в себя, опьяняет. Кажется, что он зовет к нахождению смысла, истины. Но не дает ответа.
Оттенкам синего цвета тоже приписывают ряд "психологических" значений:
1. Индиго (темно-синий) – цвет снов. Может довести до депрессивного состояния, вызвать грустное настроение. Если человек совсем отвергает этот цвет, значит, он хочет расслабиться и отвлечься.
Некоторое время назад (конец 90х) в обиход был введен термин "дети-индиго". Сделали это последователи движения нью-эйдж. Они уверяли, что у таких детей аура ярко-синего цвета. Также они полагали, что дети-индиго обладают телепатическими способностями, супер-интеллектом. Вероятно, на этой волне моды появились индиго-киногерои - тоже суперсупер.
2. Голубой – цвет беспечности. Он является успокаивающим, вселяет надежду, стимулирует человеческое зрение. Единственный недостаток его в том, что он рассеивает внимание и мешает сосредоточиться. Вдобавок к этому голубой – замедлитель роста и развития, мечтаний и грез.
По цветовым предпочтениям психологи пытаются определять личностные черты.
Считается, что любящие глубокий синий люди скромны, неуверенны в себе, меланхоличны, но склонны к самопожертвованию. Такие люди держатся в стороне от конфликтов и вообще в стороне от окружающих. Вероятно, поэтому они никогда не берутся за ответственные дела.
Те, кто не любит синий цвет, – полная противоположность: они открыты, общительны и терпеть не могут любую рутину.
Отмечают психологи и то, что в состоянии обиды потребность в этом цвете растет.
Если гардероб человека наполнен одеждой в синих тонах (считаются даже джинсы), то человек склонен к зависимостям, сдержан, терпелив, любит «уходить в себя».
Одежду синего цвета настоятельно рекомендуют носить тем людям, у которых часто меняется настроение, так как он помогает привести в порядок мысли.
Разбеленный синий – голубой – беспечен, он успокаивает, излучает надежность, но при этом не способствует сосредоточению.
Романтики, верящие в вечную и настоящую любовь, выбирают васильковые оттенки.
Любовь к сочетаниям синего и других цветов тоже трактуют как метафору личностных стремлений:
– синий и черный – абсолютный покой;
– синий и серый – расслабленность, спокойствие, отстранение от обязательств;
– синий с коричневым – потребность в мягком обращении, заботе окружающих;
– синий и фиолетовый – стремление к нежности и к тонкости чувств, к идеализированным отношениям;
– синий с желтым – желание понимать близкого человека и быть, соответственно, понятым, поиск любви окружающих, эмоциональная зависимость;
– синий и красный – гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная удовлетворенность жизнью, сотрудничество и взаимопонимание на благо созидания, задушевность, нежность;
– синий и зеленый – точность, логичность, аккуратность, педантичность, пассивность, холод, дискриминирующий контроль.
Видимо, под влиянием рекомендаций психологов кутюрье используют этот цвет редко.
В повседневной моде синий появляется гораздо чаще: имиджмейкеры советуют «оценить все достоинства» цвета – такой костюм "практичен и стройнит".
Но в последнее время синего и голубого стало очень много! Все мужчины в синих костюмах и голубых рубашках. Складывается впечатление, что этот цвет стал всеобщей офисной униформой.
Желтый испортил Яндекс, а синий - "деловые" люди.
:На этом, господа, мы закончили с синим цветом. Ура! В следующей истории начнем фиолетовый. Наступает время deep purple.