Найти тему
Без кино всё не то

«Варяг»: путь из варягов в гамлеты

Быть или не быть?.. Перед принцем Амлетом — хоть он и прародитель всем известного Гамлета — такого вопроса не стоит. Потеряв в нежном возрасте отца и поклявшись за него отомстить, голубоглазый мальчик вырос в могучего детину с внешностью Александра Скарсгарда и разговорчивостью каменного голема. Путь его донельзя прямолинеен, методы — все в лоб, и можно было бы, в принципе, не ввязываться во всю эту историю на два с лишним часа, если бы не Роберт Эггерс, чья «Ведьма» до сих пор в моём личном топе фильмов ужасов. 

Нет, «Варяг» ничего общего с ужасами не имеет, хоть здесь и присутствуют мистические элементы. Первая половина фильма скорее похожа на высокобюджетную компьютерную игру с потрясающей графикой. В самом начале даётся «большое задание» и мотивация к нему (убийство отца), а затем герою необходимо прокачивать себя с нуля и постепенно подбираться к цели. Происходящее напоминает набор заданий: «примкнуть к наёмникам», «напасть на деревню и доказать главарю, что ты не лыком шит», «пробраться на лодку с рабами» и т.п. При этом на пути героя как будто специально рассыпаны подсказки, открывающие перед ним новую главу и не позволяющие слишком далеко отклоняться от цели. Очень показательна в этом плане встреча с провидицей Бьорк (откуда она вообще взялась?) или, например, квест по поиску меча, где Амлету нужно вступить в неравный бой с заколдованным скелетом. 

Часа полтора примерно так всё и развивается. Картинка шикарная, спору нет, но смотреть неинтересно, потому что нет никакой проблемы и никакого морального выбора. Другими словами, для компьютерной игры здесь сюжета достаточно, а вот для пассивного просмотра — как-то не очень. 

Где-то за час до конца режиссёр всё же решает свернуть с намеченного пути и выпустить чёртика из табакерки. Оказывается, что можно было, в принципе, никому не мстить и никого не спасать, и наш герой только зря потратил свою молодость на преследование мифической цели. Тут бы ему взять в охапку свою Йеннифер (потому что Аня Тейлор-Джой здесь никак не Офелия), укатить с ней в богом забытую деревушку  (то бишь «хамлет») и настрогать маленьких варягов, но нет. Так может закончиться только женское кино. А мужское кино, да ещё на такую пафосную тему, может закончиться только битвой с «биг боссом», бессмысленной и беспощадной. Для пущего эффекта она здесь ещё проходит голышом и в жерле вулкана. Говорят, Скарсгарду «всё» нарисовали, но, если честно, чтобы хоть что-то рассмотреть, нужно делать стопкадры. 

В общем, я не впечатлилась. Зрелищно, конечно, и актёры все как на подбор. Но пусто, абсолютно пусто.