Место сражения, которое произошло почти четыре столетия назад, удалось найти шотландским археологам на Аляске. Находка, по мнению ученых, полностью подтвердила одну из легенд народа юпиков, группы эскимосских племен, которые проживают на Западе и Юго-Западе Аляски, а также российском Дальнем Востоке.
В состав юпиксого народа входит три племени: алутиики, живущие в прибрежной зоне Центральной Аляски на самом полуострове, юпики (живут в Центральной Аляске) и юиты (живут на российском Дальнем Востоке).
Но вернемся к легенде. Согласно преданию, «мировая война» местного масштаба произошла в так называемый период «войн лук и стрел». Началом «боевых действий» послужил инцидент во время метания дротиков - народной забавы юпиков. Последствия произошедшего несчастного случая оказались весьма трагичны. Один из мальчиков случайно попал дротиком в глаз другому. Отец пострадавшего решил проблему более, чем кардинально – он просто выбил обидчику оба глаза. Или ослепил его дротиками, об этом легенда умалчивает.
Дальше, в соответствии с традициями, характерными для любой народности, мелкая стычка двух родителей постепенно вовлекла в конфликт всех родственников с обеих сторон. Что, в конечном итоге, и вылилось в полномасштабную войну. Правда, ряд учёных считают, что выбитый глаз был просто поводом, так как из-за сложных климатических условий все юпики, страдали от нехватки продовольствия. Результатом стычек родственников с обеих сторон явился полномасштабный «блицкриг» с поправкой на эпоху.
Весь мужской контингент селения Агалигмиут, возглавляемый неким Пенгурмиутом, без предупреждения напал на другое селение, которое называлось практически также – Кинармиут. Здесь следует заметить, что жрец сразу предупредил Пенгурмиута, что затея обречена на провал, и лучше не начинать войну. Однако предводитель, веривший в свою удачу, советам мудрого шамана не внял и отправился со своим войском в поход на соседей.
Правда, напасть «без объявления войны» не получилось. Жители деревни не только оказались предупреждены, но и хорошо подготовились к встрече. В ходе «тяжелых оборонительных боев» оборонявшиеся контратаковали противника, разогнав его по бескрайним снежным просторам.
И дальше ситуация изменилась кардинально. Теперь уже жители Кинармиута, включая женщин, решили рассчитаться за обиду с Агалигмиутом, тем более, что последний остался без защиты.
В итоге задиристые соседи были полностью уничтожены, невзирая на пол и возраст.
Именно на месте бывшего когда-то селения Агалигмиут и начали свои раскопки археологи. Первоначально они обнаружили остатки строения, схожего с крепостью или пакгаузом. А затем, в ходе дальнейших раскопок были найдены останки двадцати восьми человек, при этом только одни соответствовали взрослому мужчине. Все остальные принадлежали либо детям, либо женщинам, либо старикам. Кроме того, удача улыбнулась ученым еще раз, подарив более шестидесяти тысяч артефактов в превосходном состоянии. Собственно, благодаря им и удалось определить и приблизительное время постройки «крепостного комплекса» (1590 - 1630 годы), и время его уничтожения (1652-1677 годы).
Хоть сам комплекс подготовлен к обороне был очень даже хорошо, отсутствие боеспособных мужчин не давало защитникам никаких шансов. Деревня была сожжена, а все её оставшееся население уничтожено.
Несмотря на кажущуюся жестокость на самом деле уничтожение, по «понятиям» юпиков, было, вероятно, более милосердным. Брать в плен при нехватке продовольствия – значит обречь на голодную смерть. Оставить в живых в разрушенной деревне – результат тот же.
Так что зря предводитель не послушал шамана. А с другой стороны, только благодаря этому его имея сохранилось до наших дней. Хотя слышали о нем только сами юпики да парочка шведских археологов. Кстати, насчёт шамана. Интересно, а кто предупредил о нападении? Да и среди останков что-то археологи не нашли никого с ритуальными предметами. В общем, делаем выводы.