Дефицит автомобилей и остановка поставок из-за рубежа быстро возродили интерес к перегону машин из соседних стран. Одним из ближайших рынков является Казахстан, с которым у России единое таможенное пространство и безвизовый режим. Более того, на казахских сайтах автопроизводителей цены новых автомобилей кажутся более выгодными в пересчёте из тенге в рубли. Но купить автомобиль в Казахстане и просто пригнать его в Россию не получится — придётся пройти ряд бюрократических процедур и... переплатить.
Кто может привезти машину из Казахстана
Купить и привезти машину в Россию из Казахстана может только физическое лицо. Несмотря на формальное разрешение параллельного импорта, он пока не работает в части ввоза автомобилей. По правилам Техрегламента, который действует на всей территории Таможенного союза, привезти автомобиль без разрешения правообладателя в страну не может сегодня ни один дилер или компания — оформленное им Одобрение типа транспортного средства может быть аннулировано.
Именно так произошло с одним из крупнейших московских дилеров, который привёз несколько внедорожников Toyota из Казахстана, но не смог выставить их на продажу, так как ЭПТС машин были аннулированы госорганами по жалобе компании Toyota. А ещё юрлицу в случае ввоза машины из соседней страны приходится дважды выплачивать НДС — в стране отправления и в стране назначения.
А вот физическое лицо, как и раньше, может ввезти автомобиль в Россию из Казахстана для собственного пользования, оформив СБКТС — свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Но только этим документом список не ограничивается.
Как перевести деньги
Чтобы перевести рубли в тенге для оплаты автомобиля, можно воспользоваться одним из нескольких способов. Самый небезопасный — везти наличные в сумке. Кроме того, всё, что больше 10 тысяч долларов (включая суммы в рублях), придётся декларировать, указывая, как деньги попали в страну и когда её покинут. При декларировании денежных средств более 100 000 долларов попросят предоставить документы, подтверждающие законность происхождения денег.
При безналичных переводах стоит учитывать ограничения, которые в первых числах июня стали лояльнее: на момент публикации в России действовал запрет на перевод в другие страны сумм более 150 тысяч долларов или эквивалента в другой иностранной валюте.
Для перевода денег обычно оформляют казахскую мультивалютную карту или карту любой другой дружественной страны. При крупном банковском переводе денег из России в Казахстан придётся заплатить банку приличную комиссию и какое-то время подождать, пока деньги появятся на местном счету, чтобы можно было ими распоряжаться.
Но эта транзакция, как сообщил Журналу Авто.ру вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр, может затянуться, а деньги в этом случае на какое-то время «зависнут». «Сегодня к каждому платежу из России пристальное внимание. Платежи даже в тенге уходят долго, минимум неделю. Например, мой платёж завис на первом же этапе рассмотрения. Затем деньги попали на корсчёт в крупнейший банк Казахстана и провисели там ещё неделю. Мы долго разбирались. Деньги еле-еле вернулись обратно, и был риск потерять их навсегда», — рассказывает Хайцеэр.
Самый простой и быстрый способ получить сегодня деньги в Казахстане — снять наличные в казахском банкомате с карты МИР. Комиссия за конвертацию в тенге и транзакцию тоже будет (около 1%), но так деньги точно не придётся ждать, они не зависнут и не будут заморожены. Правда, банкомат, который выдаст деньги с карты МИР, даже в крупных городах придётся поискать.
Как ввезти автомобиль
Гражданин России не может просто купить машину и вывезти её в Россию. Для начала автомобиль придётся поставить на учёт в Казахстане (помощь местных граждан не требуется, можно регистрировать на себя) и получить местные транзитные номера. Только после этого разрешается начинать таможенные процедуры.
Для ввоза в Россию оформленного на физлицо автомобиля понадобится свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Оформление такого документа в специальной организации стоит около 25 тысяч рублей, а офисы компаний расположены прямо на границе. По СБКТС таможня, после оплаты всех пошлин (утилизационный сбор и акциз по ставке в зависимости от количества лошадиных сил можно оплатить онлайн), пропустит машину на территорию России как безопасное транспортное средство. Но для постановки на учёт этого недостаточно.
В России нужно будет купить и поставить блок системы ЭРА-ГЛОНАСС. Как рассказал Журналу Авто.ру руководитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин, на свободном рынке он сейчас стоит около 100 тысяч рублей — из-за дефицита чипов. Поэтому озаботиться покупкой устройства лучше заранее.
После установки тревожной кнопки автомобиль надо будет привезти в ГИБДД, где покупателю дадут направление в испытательную лабораторию — которая, в свою очередь, оформит бумаги о проведении тестов на безопасность. И только после этого с пакетом документов можно ехать в ГИБДД на регистрацию машины!
Будет ли экономия при покупке машины из Казахстана
Как рассказали Журналу Авто.ру представители отрасли, автомобилей по ценам, указанным на официальных казахских сайтах автопроизводителей, в наличии нет. Потому что казахские автосалоны работают по «российским» схемам 2021 года — с ценам, включающими в себя дополнительное оборудование, которое заметно повышает стоимость автомобилей. По словам экспертов, в случае массовых моделей придётся дополнительно заплатить минимум 1 млн тенге (145 000 рублей). В премиальном сегменте наценки больше.
Более того, российским клиентам казахские дилеры сразу предлагают максимально невыгодные условия, так как хотят заработать на клиентах из России, отмечает Антон Шапарин. А если хочется получить машину по официальной цене, ждать её придётся несколько месяцев. Причём, по словам источника Журнала Авто.ру в отрасли, многие казахские дилеры стараются вообще не оформлять заказы от россиян, опасаясь наказаний от иностранных компаний за помощь в обходе санкций.
Кроме того, такие машины не имеют гарантии на территории России: отечественные дилеры не будут проводить бесплатное обслуживание и ремонт машины, приобретённой в другой стране. Для проведения сервисных работ им придётся запрашивать разрешение и финансовую поддержку официального производителя, которые они, очевидно, не получат.
Таким образом, сэкономить на покупке нового автомобиля в Казахстане с последующим перегоном его в Россию не выйдет. Но такую покупку можно рассматривать как способ получить новый иностранный автомобиль, который нельзя купить в России. Из-за всех накладных расходов и бюрократических сложностей перегоном машин массового сегмента из Казахстана почти никто не занимается — а те, кто интересуется автомобилями высоких ценовых сегментов, как правило, сразу оплачивают и услуги перегонщиков, стоимость которых достигает 10 процентов от цены машины.