Найти тему
То, что нужно!

КИК "КАК ЧИТАТЬ КНИГИ" С.И.Поварнина

Оглавление
Lectio elephas ( Слон читающий, лат. )
Lectio elephas ( Слон читающий, лат. )

Как мы обычно читаем книги? Так как "читается", как нам подсказывает наше настроение, навыки и сложившиеся обстоятельства. Кажется, что читаем мы неплохо, но это ошибка!

Чтение - это навык, который нужно развивать!


Как с пением. Есть люди с поставленным от природы голосом, но они редки и зачастую певцы работают над своим голосом, а именно над его звучанием и эффективным использованием.
Так как же нужно читать? Но давайте сначала ответим на обратный вопрос:

А как читать вредно?

Вредное чтение так и называется, поскольку оно вредит и лишает той пользы, что дает полезное чтение.
Стоит рассмотреть чтение с двух сторон: что читать и как читать. И в обоих этих отношениях чтение может быть вредным! С вопросом что читать еще более менее понятно. Не стоит читать книги, которые не несут какой-либо ценности для вашего ума или психического состояния. Прежде чем знакомится с какой-то книгой лучше прочитать отзывы других людей и желательно на сайтах-отзовиках, так как зачастую на официальных книжных сайтах стоят купленные отзывы с целью продать вам книгу любого содержания. По такому принципу работает большинство книжных сетей, поскольку они не заинтересованы в том, чтобы вы читали хорошие книги, они лишь хотят, чтобы ты покупал все их книги.
Другой вопрос как читать. "Глотание" книг вызывает головные боли, неврозы и другие проблемы нервной системы. Также такое чтение наоборот ослабевает сосредоточение внимания, ослабевает желание читать и размышлять о прочитанном.
Не менее важно упомянуть, что плохое чтение способствует развитию таких типов личности как фразер и "человек с кашей в голове".
Фразер - это тот тип личности, который говорит слова из прочитанных книг, но между тем в его душе и поступках нет соответствия. Книги не коим образом не повлияли на него, не изменили.
"Человек с кашей в голове" имеет знания из прочитанных книг, но эти знания бессвязны. У такого человека отсутствует стройное мировоззрение и с ним сложно вести диалог. Оба этих типов личностей лишь прочитали и зазубрили прочитанное, никак не внедрив знания из книг в свою жизнь или верно их использовав.

Разрыв книги и жизни, теории и практики - опасен!

Котик читает правильно 🥺
Котик читает правильно 🥺

Правильный читатель должен:

  • Если можно, взять из книги максимум. Впитать все ценное, что она в себе имеет.
  • Приспособлять способ чтения к цели чтения.

Зачастую люди читают все книги одинаково. Однако книги, в зависимости от их жанра и специализации, стоит читать по разному. Но сначала нужно определиться с целью чтения.

Правило №1: Способ чтения зависит от цели чтения!

Есть цели низшей группы. В нее входят такие цели как: "убить время", развлечься, чтобы заснуть.
А есть цели
высшей группы. В эту группу входят такие цели как:

  • Чтение для осведомления, пополнения сведений.
  • Чтение для воодушевления, для вливания новых сил в грудь.
  • Чтение крупных произведений искусства.
  • Чтение для изучения конкретного вопроса.
  • Чтение для самообразования.

Выбор цели чтения зависит от книги, которую мы будем читать. Но одну книгу можно читать по-разному. "Илиаду" Гомера можно читать как поэтическое произведение, а можно как источник сведений о быте Древней Греции.

Способы чтения

  • Можно перелистать книгу.
  • Можно "пробежаться" по книге, при этом ухватить наиболее важные мысли и сведения.
  • Медленное, но выборочное чтение, с пропусками.
  • Полное чтение, без пропусков, но без особой работы над материалом.
  • Наконец, чтение с проработкой содержания.

Чтение с проработкой содержания - лучшая школа чтения. Кто не умеет читать таким способом никогда не достигнет умения хорошо осваивать и усваивать книгу!

Есть также пассивное и активное чтение.

Пассивное это когда мы отдаемся на волю автора, не выносим никакой критики и даже отчетливой оценки. Такое чтение хорошо лишь для первого прочтения художественной литературы.

Активное чтение - это когда наше "я" постоянно сознает себя, оценивает мысли автора, соглашается с ними, критикует их, перерабатывает по-своему. Например, чтение статьи противоречащей нашим взглядам.

Как работать с научной книгой или с книгой по самообразованию?

1. Понять книгу

Это не так легко как кажется. Порой спросишь человека, который прочитал научную литературу или по самообразованию, и выяснится, что совершенно ее не понял, а что еще хуже, понял неверно! Нельзя сразу понять то, до чего человечество доходило трудами десятилетий.

2. Задавать вопросы

Чтобы лучше понять и усвоить книгу стоит задавать вопросы при чтении. Если соглашаемся с тем, что пишет автор, то делаем свои выводы и задаем новые вопросы. Если мы не соглашаемся, то подвергаем их критике, стараемся опровергнуть.

Лучшая практика чтения научной литературы - ставить под сомнение, что пишет автор

3. Доказывать точку зрения автора

Правильно читая научную книгу, мы следим за ходом мыслей автора, прорабатываем его рассуждения и доказываем их. Это имеет огромное значение для дисциплинирования ума и развития мышления.

Пример правильного чтения😁
Пример правильного чтения😁

Для правильного чтения нам нужны такие навыки как:

  • Сосредотачиваться на том, что читаешь. Стараться избавляться от посторонних мыслей при чтении.
  • Выжимать главную суть читаемого.
  • Охватывать мысль автора ясно и отчетливо, чтобы лучше понять.
  • Мыслить последовательно, соблюдая порядок, не хаотично.
  • Включать воображение при чтении как можно ярче и отчетливее.

Пара слов о последнем пункте. Воображение заменяет в некоторой мере наш собственный опыт. Опыт наш ограничен, несмотря на то сколько мы пережили и где побывали. Воображение дает возможность видеть другими глазами, глазами автора. Видеть часто лучшими глазами, чем наши. Видеть то, чего не видели и сами не переживали.

Воображать - значит беспредельно расширять свой маленький опыт, включая весь опыт человечества. Вот та сила, которой мало кто умеет пользоваться!

Предварительное ознакомление с книгой

Есть два основных пути к проработке книги. Можно как в школе сразу начать чтение с первой страниц или же идти по пути от общего впечатления к подробностям. Сначала мы охватываем ее общий вид и содержание, а затем переходим к деталям.

Предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением и проработкой экономит время и труд!

Как же правильно предварительно ознакомиться с книгой?

  1. Сначала ознакомиться с ее содержанием, общим содержимым книги. Содержание позволяет понять какие темы поднимает и доказывает автор.
  2. Перейти к предисловию и введению. В предисловии автор указывает задачи, которые ставит в книге. Хорошее предисловие сразу бросает свет на все содержание книги. В введении обосновывается общий план книги, своего рода карта, и метод изложения.
  3. Оглавление ( часто путают с содержанием ) тоже имеет большое значение. Оглавление своего рода план местности по которой мы будем двигаться. Ознакомившись с оглавлением, мы получим знание о предмете незнакомой нам науки.
  4. В заключении находятся чрезвычайно важные указания автора. В заключении находятся главные мысли автора, суть всей книги.

Не посмотреть конец книги при предварительном ознакомлении - значит сделать большой промах!

Процесс чтения

Предварительно пробегается по книге?🤔
Предварительно пробегается по книге?🤔

Мы читаем и прорабатываем параграф за параграфом, тему за темой, как они указаны автором. Стараемся находить самостоятельно существенное из несущественного и выделять эти места маркером или простым подчеркиванием карандашом.
Во многих книгах мы встречаем доказательства. В каждом доказательстве 3 части: 1) Тезис - мысль, которая доказывается, 2) Основания - аргументы, приводящиеся в поддержку (защиту) тезиса, 3) Связь между основаниями и тезисом - связь в которой, приняв основания, принимаем тезис.
Если основания не убедительны для нас, то и все доказательство неубедительно. Если основания истинны, но тезис из них не следует, тем более неубедительно доказательство автора.

Понять доказательство - значит отчетливо выяснить что доказывается (тезис), какие именно приводятся основания и как вытекает из них тезис. Критиковать доказательство - значит доказывать неприемлимость оснований или отсутствие связи с их тезисом.

Отчетливо поняв параграф, вы должны связать ее с другими параграфами в раздел, разделы - в целую книгу. Окончив книгу вы должны выявить общее, полное впечатление о ней. Как видя в первый раз какой-либо механизм. Мы сначала получаем общее впечатление о всей машине, после мы разбираем на части и изучаем каждую из них, после чего опять соединяем все вместе назад.

Краткий итог

  1. Умение правильно читать дается немногим. По большей части это навык, который необходимо развивать, чтобы извлекать больше выгоды при чтении.
  2. Применяйте знания, полученные из книг, в свою жизнь. Не становитесь фразером и не забивайте свою голову знаниями просто так, чтобы не было "каши в голове".
  3. Главное правило при чтении любой литературы: Способ чтения зависит от цели чтения. Цель чтения зависит от выбранной книги.
  4. Чтение с проработкой - лучшая школа чтения. Так вы научитесь усваивать знания из всей книги, извлекать из нее максимум. Также это тренировка углубленно работать с книгами, что способствуем лучшему их усвоению.
  5. Лучшая практика чтения научной литературы - это ставить под сомнение, что пишет автор, постоянно задавать вопросы к тексту и стараться доказывать его рассуждения, чтобы отчетливее их понять.
  6. Не забывайте про навыки для чтения, особенно про воображение. Не ленитесь его использовать при чтении любой литературы.
  7. Ознакомьтесь предварительно с книгой. Изучите предисловие, введение, оглавление и заключение.
  8. Прорабатывайте книгу постепенно. Параграф за параграфом, главу за главой. Выделяйте главную мысль из каждого параграфа или главы. По прочтении всей книги сделайте общую картину о содержании книги, полное впечатление.

    Если вы внедрите все эти знания в свою жизнь, то вы будете просто отличным читателем и потрясающе образованным человеком. Но помните, образован не тот, кто много знает, а тот, кто использует свои знания с умом!