Найти в Дзене
Тёмная Эстетика

Decapitated, обзор дискографии

Когда-то давно Decapitated считались настоящими вундеркиндами тяжелой музыки и одной из больших надежд дэт метала. В наше время популярность группы переживает скорее не лучшие времена, но вроде бы она стала понемногу выходить из своей наинизшей точки. А ещё, вне зависимости от того верите ли вы в такие вещи как судьба, удача и т.д. или нет, трудно отрицать, что за Decapitated уже крайне давно тянется череда неудач которая как-то не особо хочет отпускать группу. Decapitated это польская дэт метал группа из небольшого города Кросно, образованная в 1996 году. Основателями группы были гитарист Vogg (Wacław Kiełtyka), барабанщик Vitek (Witold Kiełtyka) и вокалист Sauron (Wojciech Wąsowicz). Чуть позже к ним присоединился басист Martin (Marcin Rygiel). Невозможно не отметить юный возраст музыкантов: Sauron - 16 лет, Vogg - 15 лет, Martin - 13 лет, Vitek - всего лишь 12 лет! Так же, Vogg и Vitek являются братьями. Отдельно стоит заострить внимание на гитаристе Vogg: во-первых, он является еди
Оглавление

Когда-то давно Decapitated считались настоящими вундеркиндами тяжелой музыки и одной из больших надежд дэт метала. В наше время популярность группы переживает скорее не лучшие времена, но вроде бы она стала понемногу выходить из своей наинизшей точки. А ещё, вне зависимости от того верите ли вы в такие вещи как судьба, удача и т.д. или нет, трудно отрицать, что за Decapitated уже крайне давно тянется череда неудач которая как-то не особо хочет отпускать группу.

Decapitated это польская дэт метал группа из небольшого города Кросно, образованная в 1996 году. Основателями группы были гитарист Vogg (Wacław Kiełtyka), барабанщик Vitek (Witold Kiełtyka) и вокалист Sauron (Wojciech Wąsowicz). Чуть позже к ним присоединился басист Martin (Marcin Rygiel). Невозможно не отметить юный возраст музыкантов: Sauron - 16 лет, Vogg - 15 лет, Martin - 13 лет, Vitek - всего лишь 12 лет! Так же, Vogg и Vitek являются братьями. Отдельно стоит заострить внимание на гитаристе Vogg: во-первых, он является единственным постоянным участником группы, во-вторых, он учился в музыкальной школе, что наверняка стало значительным фактором в том как настолько юным музыкантам удалось быстро стать одной из наиболее годных групп в истории техникал дэта. Ситуация достаточно уникальная – все они ещё были обычными школьниками... если не считать того, что их звали выступать на крупные локальные фестивали, издавались на крупном лейбле и получали лестные отзывы от музыкальных критиков. Им даже однажды пришлось отказаться от выступления на фестивале вместе с Morbid Angel из-за подготовки к выпускным экзаменам! И не забываем, что это всё происходит не где-то там в богатой западной стране с сильно развитой музыкальной индустрией, а в Польше (ранние нулевые) – практически часть пост-совка.

Популярная фотка оригинального состава.
Популярная фотка оригинального состава.

Демки

Честно говоря, никогда целиком не слушал, поскольку не в восторге от дебютного альбома, а тут – более сырые (во всех смыслах) версии песен с дебютника. Так или иначе, демки у них было две: Cemeterial Gardens 1997 года и The Eye Of Horus 1998 года. В 2000 году они были первый (но не последний) раз переизданы, как компиляция под названием The First Damned.

Winds Of Creation (2000)

-2

Демки привлекли внимание крупного британского лейбла Earache Records, под их крылом были изданы первые четыре альбома. Стилистически, первый альбом достаточно сильно отличался от дальнейшего творчества: это был брутал дэт с техникалом в перемешку, причем я бы сказал, что большая часть материала тяготеет именно к бруталу. У альбома был очень жирный звук, что, на мой взгляд, не особо хорошо, проявление подросткового максимализма и утомительно. Помимо положительных отзывов от музыкальной прессы, Decapitated так же получили поддержку от Vader – их лидер продюсировал альбом, а после выхода релиза Vader и Decapitated отправились вместе в тур по Европе. Учитывая, что Vader тогда были единственной широко известной по всему миру польской метал группой, то это многое значит. А так, здешний материал тяготеет к звучанию американской группы Suffocation, и я никогда от них не был в восторге тоже. Мне здесь нравится только титульная, наиболее хитовая и тех дэтовая вещь. Но не слушаете меня, это просто моё личное мнение, которое не совпадает со мнением большинства фанатов.

Nihility (2002)

-3

Опус магнум группы и с лёгкостью один из наиболее примечательных альбомов жанра техникал дэт метала. Что его делает таким особенным? Ну хотя бы одно только то, что большинство песен достаточно сильно отличается друг от друга, не сливаясь в единую кашу, а так же то, что здесь нет 'тупого пиликолова' за которое многие так не любят поджанр техникал дэта. Вообще, ни на одном альбоме Decapitated нет пиликолова, но именно Nihility выделяется тем, что Vogg явно постарался понапихать как можно больше оригинальных гитарных идей и, на удивление, в техникал дэте такое желание у гитаристов появляется далеко не так часто оно оно по идее должно было бы быть. Особую популярность получила песня Spheres Of Madness, которую иногда даже называют "гимном техникал дэта". На эту песню был снят клип, в духе фильмов Hellraiser (к слову, у меня был выпуск на одну из лент франшизы). В сравнении с остальными ранними альбомами нельзя не отметить, что сонграйтинг на Nihility отличается тем, что не несётся стремительно вперёд, а развивается сравнительно неторопливо. По словам Sauron, он тоже пытался выйти за пределы клише жанра и написать в лирике что-то менее типичное для жанра. Другое дело насколько у него это вышло, но по крайней мере это дополнительно подчеркивает, что группа старалась записать что-то свежее для жанра.

The Negation (2004)

-4

Существенно менее мудрёный, но зато не просто быстрый и стремительный, но и яростный альбом. Одна из немногих песен которая не проносится пулемётной очередью это Three-Dimensional Defect – иногда её называют "дэткор до изобретения дэткора". Если не считать некоторых вышеупомянутых изменений, то The Negation существенно больше похож на Nihility чем любой другой альбом группы: из-за идентичного вокала, а так же схожего продюсирования звука и звучания музыки в общем. Даже названия альбомов и цвет обложек и то крайне похожи друг на друга.

Группа отправилась в тур в поддержку альбома, однако во время тура Sauron всё сильнее и сильнее становился поглощен депрессией, что начинало влиять на качество выступлений. По обоюдному согласию, в 2005 году было решено, что будет лучше как для группы, так и для Саурона если он покинет Decapitated.

Organic Hallucinosis (2006)

-5

Если до этого Decapitated пытались достичь вершин играя по правилам жанра, то здесь обезглавленные явно попытались расширить рамки жанра. В итоге, Organic Hallucinosis стал уникальным, ни на кого не похожим альбомом в техникал дэте. Дополнительного эффекта добавил относительно шумный звук, но шумный далеко не в том виде как оно принято в дэт метале. Ну и конечно же вокал и концепт. Новым вокалистом стал Covan (Adrian Kowanek). Вместо агрессивного и жесткого гроулинга Саурона Covan предоставил недогроулинг в духе трэш/дэтовых групп. Данный тип вокала нетипичен для техникал дэта, однако где Covan действительно отличился так это в лирике: практически весь альбом посвящен теме наркотиков. Covan написал всю лирику альбома ещё для своей предыдущей группы, однако та распалась и обезглавленные разрешили своему новому вокалисту использовать все те тексты для нового альбома Decapitated. Наиболее консервативные фанаты такие изменения не приняли, но большинство встретило альбом положительно. Если забыть про массу нововведений, то Organic Hallucinosis, в некотором смысле, сочетает элементы предыдущих двух альбомов: долбёжность от The Negation и сложность от Nihility. Ну и тогда это было невозможно предугадать, но в ретроспективе заметно, что первые, крайне скромные намёки на будущие изменения здесь уже видны.

Отыграв часть тура в поддержку альбома, басист Martin покидает группу, так как он переезжает жить в Калифорнию. И это было весьма вовремя, поскольку в том же году был худший день в истории группы – 28 октября 2007 года. Вблизи границы России с Белоруссией, на стороне России, автобус группы попадает в серьёзное дорожно-транспортное происшествие. Барабанщик Vitek получил наиболее серьёзные ранения и скончался 2 ноября в возрасте 23 лет, в российской больнице. В прочем, судьба Covan оказалась куда хуже: вначале он впал в кому, а когда из неё (частично) вышел – остался инвалидом, парализованным в инвалидном кресле. Состояние Covan до сих пор примерно такое же плачевное. Время от времени Decapitated устраивают благотворительные концерты "Covan Wake The F*ck Up!", жертвуя полученные деньги на его лечение. По очевидным причинам, в 2007 году группа распадается. В 2008 году выходит DVD релиз Human's Dust, с несколькими записями концертных выступлений группы, а так же немного документального материала.

Carnival Is Forever (2011)

-6

В 2009 году Vogg решает воскресить группу. Новым басистом стал Heinrich (Filip Hałucha). Выбор на него пал не случайно: во-первых, он басист в симфо блэк метал группе Vesania – группа из которой пришел Orion, текущий басист легендарных Behemoth, во-вторых, он басист в Masachist – дэт метал группа в которой Sauron пел после своего ухода из Decapitated. Барабанщиком стал австрийский прог металист Krimh (Kerim Lechner), который позже отметился в таких известных группах как Septicflesh и Harakiri For The Sky. А ещё, обезглавленные перешли на наверное самый крупный метал-лейбл из всех – Nuclear Blast. Должен сказать, что я начал слушать Decapitated до выхода Carnival Is Forever, так что я был среди тех кого сильно удивили радикальные стилистические изменения музыки обезглавленных. Decapitated ушли в гибридизацию техникал дэта с грув металом, примерно 50 на 50. Учитывая, что среди фанатов 'традиционного метала' грув обычно считается чем-то не трушным, то раскол фанатов на два лагеря был обеспечен. Помимо музыки изменился и вокал: новым фронтменом стал Rasta (Rafał Piotrowski) и вокал у него совсем не дэтовый, а модерновый харш, что вполне соответствует смене курса на грув. Некоторые сравнивают вокал Расты с Максом Кавалерой, хотя как по мне, то это весьма натянуто. Смена стилистики была конечно неожиданной, но лично мне альбом очень зашел и вскоре стал для меня на том же уровне, что и Nihility. Более того, со временем Carnival Is Forever стал моим наиболее часто переслушиваемым альбомом группы и лучшим кроссовером (техникал) дэта с грувом который я когда либо слышал вообще.

1 ноября 2011 группа вновь чуть не стала участником катастрофы: самолёт на котором они летели совершил аварийную посадку, однако на этот раз никто не пострадал. В этом же году Heinrich решает, что Vesania для него важнее чем Decapitated и покидает группу. По неизвестной причине, в 2012 году обезглавленные рассорились со своим австрийским ударником, в результате чего Krimh покидает группу. И это очень жаль, нереальная крутость Carnival Is Forever во многом была обеспечена именно им.

Blood Mantra (2014)

-7

Новым басистом стал Paweł Pasek, а новым ударником – Michał Łysejko. При том, что я отношусь более менее положительно к данному альбому, ни для кого не секрет, что здесь Decapitated свернули не туда и зачем-то отказались от всех удачных идей предыдущего альбома, при этом сохранив новую стилистику. Почти. Главной их ошибкой стало то, что начиная с этого альбома обезглавленные полностью отказались от техникал дэта, упростив дэтовую составляющую до просто дэт метала. Но это далеко не единственное, что изменилось. В целом, если не лесть в детали, то если Carnival Is Forever отдалённо мог напоминать Meshuggah, то Blood Mantra (и следующий альбом) стали отдалённо напоминать Pantera и Soulfly. Альбом так же страдал от нехватки стержня, во второй половине релиза. Вообщем, если предыдущий альбом приняли многие, то здесь в группе начали разочаровываться и фанаты их нового звучания тоже.

В 2016 году Paweł Pasek временно покидает группу. И крайне вовремя, поскольку вскоре начнётся крайне тяжелое время для обезглавленных. Новым басистом становится Hubert Więcek.

Anticult (2017)

-8

Можно было бы подумать, что группа проведёт работу над ошибками, но, внезапно, она сделала ровно противоположное: всё более менее удачное на счет Blood Mantra – исчезло, а всё худшее – многократно увеличилось. Да, не смотря на общую симпатию к их современному творчеству я ненавижу этот альбом, и далеко не я один – популярность группы среди фанатов радикально так рухнула в эпоху Антикульта Антигодноты. Помню когда вышел клип на Never многие говорили "надеюсь это худшая песня альбома". Ха! Это была единственная более менее интересная. И дело даже не в том, что на этом альбоме дэт метал явно в меньшинстве и деградирует практически до трэш метала – нет, дело даже больше в том, что Vogg не настолько хороший композитор чисто грувистого музона чтобы играть его без примесей другого жанра. То, что работало в кроссовере с дэт металом самостоятельно не работает. Хотя можно сказать даже проще: это банально паршивый альбом, вне зависимости от жанра, просто серый и унылый материал.

Можно было подумать, что одного выхода Антигодноты уже достаточно, однако это было лишь началом проблем. 31 августа 2017 года, после концерта в США, группа отправляется в свой автобус вместе с фанаткой, для 'совместного развлечения'. 9 сентября всю группу арестовывают и отправляют под стражу, по обвинению к похищении и групповом изнасиловании. Помимо очевидных проблем, группа так же столкнулась с неприятным современным явлением культуры отмены, к счастью безуспешной. Отдельно стоит отметить, что за группу сразу же вступился Nergal из Behemoth и попросил всех не делать преждевременных выводов. Вначале группу держали в заключении, затем – выпустили под залог и запрет покидать страну. 6 января 2018 года с группы наконец-то сняли обвинения и отпустили. В 2018 году группу покидает Michał Łysejko, а в 2020-ом – Hubert Więcek. Отдельно стоит отметить, что даже не смотря на то, что суд признал их невиновными, позже какие-то активисты всё равно пытались припомнить данный инцидент группе и отменить их европейские шоу, в 2021 году.

Cancer Culture (2022)

-9

В группу возвращается басист Paweł Pasek, а новым ударником становится британец James Stewart который до недавнего времени был барабанщиком в Vader. На новинке текущего года группа явно попыталась привлечь дополнительного внимания, как со стороны старых фанатов, так и новых. Попытка угодить старым фанатам заметна в том, что альбом многократно более дэтовый чем предыдущий. Для привлечения новых фанатов обезглавленные впервые в своей карьере прибегнули к привлечению гостевых вокалистов: в песне Hello Death поёт Татьяна Шмайлюк из украинской металкор группу Jinjer, а в песне Iconoclast – Robb Flynn из американской грув метал группы Machine Head. Не сказал бы, что всё прям так уж радужно: не знаю, что там у Vogg стряслось в жизни, но начиная с Anticult его музыка стала существенно более блеклой. Исписался что ли? Так что хуковых моментов здесь толком нет. Но. Это всё равно весьма хороший альбом, особенно для современной метал-сцены, которая начиная с 2020-ого года (по очевидным причинам) очень сильно пострадала. Название альбома является игрой слов: cancel culture это культура отмены – то самое зло с которым группе пришлось столкнуться из-за ложных обвинений в недавнем прошлом; cancer это рак (который болезнь) и учитывая созвучность этих двух слов, то получается что-то типа "культура отмены это раковая культура". В прочем, судя по клипу на титульную песню и по обложке, похоже, что группа попыталась копнуть глубже чем просто культура отмены. Не знаю, что именно в итоге они пытались ещё затронуть, но похоже, что раковая культура это в том числе и попытка критики социальных сетей, со всем свойственным им самолюбованием и моббингом. Так или иначе, очевидно, что главным мотивом позади подобного названия и тематики является их недавняя судимость в Америке. Кому хочется знать подробнее, тому придётся штудировать лирику альбома, вокал слишком плохо-читаемый чтобы что либо поймать на слух (и быть может это не случайность, а осознанное решение, как знать). В любом случае, я думаю, что все согласятся, что после предыдущего фейла группа однозначно реабилитировалась.

Фото с официального сайта.
Фото с официального сайта.
Фото 2022 года.
Фото 2022 года.

Decapitated недостаточно широко известны и востребованы чтобы их можно было назвать прям великой группой дэт метала – всё таки они никогда не стали настолько популярны, но не смотря на это Decapitated с лёгкостью можно назвать одной из передовых групп жанра, особенно если ограничиваться рамками техникал дэт метала. В контексте современного творчества тут конечно всё сложнее, но похоже, что худо бедно какую-то свою нишу обезглавленные тоже сумели занять. Так или иначе, это достойная группа для ценителей тяжняка, и абсолютный must have к ознакомлению для любителей техникал дэта.

#музыка #рок #метал (музыка) #обзоры