Происходят ли сейчас чудеса, сравнимые с теми, что происходили в первохристианские времена? Еще как! Вот вам далекое-одинокое вымирающее село на берегу Волги – Яблоновка, где 600 человек, большая часть – мусульмане и болящие известным недугом, где палящее солнце и суховейная степь, где начатки духовного оазиса – кирпичные стены будущего храма во имя преподобного Серафима Саровского. Пусть в высоту не более полутора метров. Строит-то всего несколько семей. Без спонсоров и строителей.
Дома
В клубящейся пыли отсутствующей здесь дороги изредка мелькают местные жители. Вокруг сушь, степная трава и крошечные домики. Храм тоже крошечный, но его не пропустишь – среди кирпичной кладки, на месте будущего престола возвышается деревянный крест. Да-да, это храм. Стройка только снаружи, а в прохладном цоколе, куда мы вместе с семьей Фирст спускаемся, целая инфраструктура: место для отдыха, кухня, трапезная, и храм, конечно. Икон немного, их заменяют большие красочные житийные картины, на кануне и подсвечниках теплятся свечки, а у подножия этого богослужебного великолепия – приношение прихожан – благоухающие пышные цветы. В общем, и правда оазис.
«Вот Вы спрашиваете, почему Яблоновка? Это же глушь. Когда мы сюда приехали десять лет назад, школу и детский сад хотели закрыть. Господь посылает людей туда, где они нужны», – говорит глава семьи Эдуард Эмильевич Фирст. Село Ровенского района переживает не лучшие времена, а когда-то это была богатая немецкая колония Лауб, или Лауве, основанная в 1767 году по указу императрицы Екатерины II семьями из Саксонии, Бранденбурга, Нюрнберга и Дармштадта. Первое, что привезли сюда переселенцы, – вера. В колонии сначала открылись евангелические и католические приходы, потом уже фермы, зернохранилища, пекарни, лесопильный завод. Процветающее селение не раз разграбляли. И если нашествие пугачевцев удалось пережить, то от политики раскулачивания село не может оправиться до сих пор.
Домашние шутят: давным-давно чистокровной немецкой семье удалось вернуться на Родину, в Германию, а мама Катарина Филлиповна Фирст – перевезла всех в постсоветскую деревню. На это мама только ухмыляется: «Да где Родина-то на самом деле?» Истоки, корни в этой самой Яблоновке были и будут. «В 1941 году немецкое население – в том числе и моих предков, живших здесь, – депортировали. Имущество отобрали, мужчин отправили в трудармию, а женщин оставили на голом пустыре с умирающими детьми. Мы здесь, чтобы и село возродить, и веру. Только теперь православную», – делится Катарина Фирст. Путь нашей рассказчицы к Истине был долог и непрост – через болезни и искания. «Моя мама Фрида Самуиловна всегда говорила мне, что Православие – русская вера, а у немцев своя есть. Сказать, что она удивилась, когда я приняла Крещение, а потом и всю семью – мужа, детей, родственников, родителей и ее саму – к этому стала подталкивать, ничего не сказать. Но сначала же нужно семейную церковь построить», – продолжает Катарина. Там же в Германии семья Фирст познакомилась с Людмилой Вильгельмовной Банцгоф, которая и открыла им веру Христову, заразила желанием вместе с ней построить православный храм, которая уже ушла, но оставила свое дело. Самое главное в жизни.
Знакомьтесь, православные!
Как считает Катарина Филлиповна, женщина огромной жизненной силы и созидательной энергии, на данный момент необходимо образовать приход. Во всех смыслах этого слова: и сформировать, и научить. Потому как простые истины для людей – откровение. Между католиками и православными – разницы нет, вид священника вызывает недоумение и дискомфорт, вместо Пасхи – разгульное застолье, вместо Рождества – Новый год. Вот так появилась благодатная почва для зарождения православных традиций. На престольный праздник Владыка Пахомий, совершил молебен, после которого семья пригласила всех в сельский клуб. Фирсты нашли житие преподобного Серафима Саровского в стихах, заказали в типографии картины-жития, что теперь украшают храм, приготовили угощение… Все для того, чтобы сельчане познакомились и узнали, чем живут верующие. «В школе мы отказались от участия в новогодней программе. Взамен пригласили к себе на Рождество», – вспоминает Катарина Филлиповна. Без сомнения, большой самодельный вертеп с Вифлеемской звездой, животные, простой сценарий со стихами и песнями, кукольный спектакль и подарки что-то оставили в сердцах людей. И теперь по праздникам в подвальном помещении храма собирается от 30 до 50 прихожан. А на установку креста и закладку капсулы 21 сентября 2015 году, которую совершил Владыка Пахомий, так вообще 125 человек из соседних сел и городов пришло! Настоящая соборная молитва, призыв, пример тем, кто еще стесняется стать частью прихода! Чудеса, да и только – многие действительно заспешили в храм – пообщаться, помощь предложить. И это притом, что храма-то еще нет. «Если приход начинается со строительства, он будет сильным. Человек вкладывает душу в каждый кирпичик. И это настоящая радость», – в один голос заявляют Фирсты.
Люди храма
Основной принцип, которого придерживается семья и благодаря которому стройка идет, таков – построить храм может каждый. Вне зависимости от возраста, материальных и физических возможностей. Это не шутка, что храм строится без спонсоров и строителей. Магнаты в Яблоновку не заглядывают, архитекторы и инженеры ни с мировым, ни со столичным именем тоже. На стройке все свои: штукатур-маляр Фрида Самуиловна, летчик-инженер Эдуард, повар-водитель Катарина, их дети Александр, Рихард, Стефан, Ангелина, Маша, маленькая Даша. А еще многодетная семья Банцгоф, семьи Финк и Симон, да прихожанки почтенного возраста. «Мы не строители», – признается Катарина, – «мы купили проект, а что делать, не знаем». «Но Господь нас не оставляет», – добавляет Эдуард, – «Он дает нам все, что нужно для работы на данный момент». Людей тоже. С самых первых дней новоиспеченных храмоздателей контролируют и консультируют преподаватель и архитектор, принимавший участие в строительстве 8 монастырей, Андрей Борисович Рассада и хороший инженер Вячеслав Георгиевич Щетинин.
Строить и правда может каждый. Нужно только знать, что кому по силам. Александр и Стефан копают, мешают раствор, кладут кирпичи. Рихард учится на строителя, чувствует себя на стройке уверенно и уже сейчас опережает учебную программу с практикой. А вообще все друг друга способны заменить. Даже Ангелина с Машей – настоящие девушки Церкви – могут дать мастер-класс по кирпичной кладке. Фрида Самуиловна сетует, что здоровья нет, а сама, как и члены семьи, прихожанки Валентина Ивановна и Лариса Вильгельмовна, убирает в храме, занимается огородом и готовит для тружеников. Все это согласуется с главным принципом, поэтому у храма много состроителей. Кто пирожки работникам принесет, кто рассказом привлечет благотворителей или строителей, кто совет даст и опытом поделится, а кто круглую сумму пожертвует. Например, православный приход в Германии, таинственный жертвователь, оставляющий деньги под кирпичиком, или прихожанка Вера Ивановна – одна из тех, кто обрадовался приезду трудолюбивой и отзывчивой верующей семьи. Она сразу внесла пожертвование на фундамент и стала пропадать в строящемся храме. За ней пришел неверующий муж. От него тоже есть польза – чистота на прихрамовой территории. А сколько может сделать молитва! Строительство долго не шло: документы терялись, трактор ломался. А после крестного хода с Табынской иконой Божией Матери пригласили священника Сергия Захарью место освятить, привезли земельку из Серафимо-Дивеевского монастыря, начали котлован рыть под высокий храм с шестью куполами, посадили садик, собрали библиотеку, арендовали дом для случайных трудников. «Пусть приезжают! Напоим, накормим, спать уложим, да еще и в баньке выпарим», – смеется Катарина. Есть еще у Фирстов загадочная баба Таня. Говорят, просыпается и засыпает с молитвой об их семье и храме. Вот они и «строятся».
Наше будущее
В подвале храма Фирсты с прихожанами каждую среду читают акафист Божией Матери перед иконой «Неупиваемая чаша», а каждую пятницу – небесному покровителю храма, преподобному Серафиму Саровскому. Нуждающихся в этих молитвах более 700 человек! На службы семья ездит в Свято-Покровский храм поселка Приволжский и Свято-Никольский храм села Узморье. Там они поют, читают, пономарят. Там они встретили будущего настоятеля священника Артемия Добрынина. Несколько раз в месяц батюшка совершает в Яблоновке молебны и панихиды. Полноценная служба даже с переносным антиминсом пока по техническим причинам невозможна.
Тем временем в селе священника очень ждут. Отец Артемий тоже рвется устраивать здесь церковную жизнь: пообщаться с жителями, собрать воскресную школу, открыть людям радость богослужения и молитвы, ведь не важно, какой храм, важно – общение с Богом, прикосновение к вере и личный достойный пример, чтобы люди видели добрые дела и прославляли Отца Небесного (см. Мф. 5, 16). Что ж, в Яблоновке так и будет, потому как храм – это лучшее богатсво, которое можно оставить после себя, и лучшее будущее, которое можно построить своими руками. Каждому.
2015 г.