Или об уроках на каникулах и не за школьной партой
Краеведение – первый шаг на пути исследований. Знания, почерпнутые из учебников и книг, не заменят изучения природы, истории, культуры путем собственных наблюдений и поисков. Важно изучение литературы сочетать с экспедициями и экскурсиями.
Такой метод изучения реки Пышмы избрали гидрологи клуба “Гренада”. За лето ребята совершили две разноплановые экспедиции. Первая – учебно-познавательная – это продолжение знакомства с рекой (сплав на байдарках).
Казалось бы, что нового можно узнать о реке? Пышма она и есть Пышма. О ней уже слышали, читали, ее видели, но наша задача была не просто смотреть, а изучать.
Старт дали в городе Талице. Здесь у нас состоялся финиш майской экспедиции. Теперь нам предстоял путь длиною в 300 км до устья Пышмы.
И пошел отсчет километров. Река вела нас то влево, то вправо. Большое количество стариц вводило нас порой в заблуждение при определении притоков. Берега в основном однообразно прикрыты зарослями ивы и черемухи, за которыми простираются сенокосные луга. А на территории Тюменской области картина уже другая. Здесь обрывистые берега, открытые для обзора пространства. На ходу отмечаем, что самые браконьерские на Пышме районы – Пышминский, Талицкий и Тугулымский. Сетей здесь видимо-невидимо. Мы заглянули в одну и не пожалели. Щука!
На Пышме есть остров! Да еще какой! Вдоль него мы шли три часа. И здесь нас удивило то, что жители острова используют речную воду как питьевую, в то время как мы посуду мыли с величайшей осторожностью.
В целом же реку чистой не назовешь. Она мутится и “клубится”, как дым в атмосфере. Но радостные эмоции вызывали встречи с обитателями реки и ее берегов:
-Ребята, здесь бобры живут!
-Тсс, смотри, ондатра!
-А это кто? Цапли?! Точно!
-Вот тебе и Пышма, какие “люди” водятся!
-Так ведь не все еще потеряно!
-Тут заповедник, что ли?
-А уток-то, уток-то?
-Батюшки, лилии!
-Рыбы-то здесь, как комаров в лесу!
-А это орел?
-Смотрите, заяц загорает!
Действительно, приметой первой половины дня были греющиеся на песочке зайцы, которые на “рекомендации” “Кыш!” отбегали не дальше первого кустика травы.
Так поворот за поворотом мы “вторгались” в Заповедную Сибирь. Вот-вот будет устье. Но что-то закрывает обзор. Наверное, мост. Да это же баржа! Тут еще и баржи ходят? Вот вам и Пышма. А вот и Тура.
Вторая экспедиция носила научный характер. Четыре дня – четыре города: Верхняя Пышма – Екатеринбург – Камышлов – Талица. В верхнем, среднем и нижнем течениях реки мы провели гидрометрические измерения. Здесь у ребят теоретические знания, полученные зимой, воплотились в полевой практикум. Определялись поверхностная и средняя скорости водного потока, расход воды, вычерчивались поперечные профили реки. Результаты подобного семинара налицо. В последний день ребята уже автоматически проводили измерения и чертили, используя по памяти все шесть формул.
За две экспедиции собран небольшой материал, взяты пробы воды на разных участках реки. Впереди зима – время анализа и обработки собранного материала.