В то время как Европа сталкивается с худшим энергетическим кризисом за последние десятилетия на фоне СВО на Украине, национальные столицы изо всех сил пытаются укрепить свои запасы газа в преддверии зимы. Но вскоре может оказаться в дефиците и другое топливо: уголь.
Хотя сильно загрязняющее окружающую среду топливо заработало статус изгоя, поскольку ЕС стремится сократить выбросы, потребление растет , поскольку ряд стран, включая Австрию и Нидерланды , либо снова включают старые угольные электростанции, либо увеличивают существующие мощности, чтобы сэкономить газ.
Проблема в том, что ЕС скоро лишится своего крупнейшего поставщика: в апреле блок ввел санкции в отношении российского угля , запретив дальнейший импорт с 10 августа.
Это означает, что 2 миллиона тонн угля, которые она должна получить из России в этом месяце, станут последней такой партией, сказал Алекс Такра, старший аналитик по углю в фирме по анализу рынка Argus Media.
Добавьте к этому серьезные логистические проблемы с поиском и транспортировкой топлива из других мест, и «этой зимой, безусловно, будет непросто получить достаточное количество угля», — сказал он.
По словам Такры, Индонезия, Южная Африка и Колумбия являются потенциальными поставщиками, но страны ЕС столкнутся с «чрезвычайно высокими ценами» из-за особенно высококалорийного типа угля, обычно используемого в этом блоке. Цены на уголь на европейском хабе API2 в Роттердаме на прошлой неделе достигли 380 долларов за тонну , что уже более чем в четыре раза больше, чем в прошлом году.
ЕС также столкнется с «жесткой конкуренцией» со стороны таких игроков, как Индия и Южная Корея, у которых есть действующие соглашения о поставках угля со многими из этих стран, сказал Марк Ньюджент, аналитик судового брокера Braemar.
Логистические проблемы могут еще больше осложнить ситуацию.
Большая часть угля ЕС, который поступает через порты Амстердама, Роттердама и Антверпена, перевозится баржами по реке Рейн. По словам Такры, из-за нехарактерно высоких температур в этом месяце уровень воды в реке снизился до 65 сантиметров, что уменьшило грузоподъемность грузовых барж на две трети.
Хотя электростанции обычно имеют свои собственные склады, уголь, который не может быть доставлен на них, обычно хранится в портах в ожидании дальнейшей транспортировки, но «запасы в европейских портах приближаются к максимальному уровню», — сказал Ньюджент.
По данным углеторговой ассоциации Euracoal, предоставленным POLITICO, в настоящее время в портах застряло около 8 млн тонн угля.
Узкие места и нехватка поставок, вероятно, наиболее остро будут ощущаться в Польше и Германии.
Нехватка угля в Германии, на долю которой в прошлом году пришлось 37 процентов от общего объема потребления каменного угля и лигнита в ЕС, будет особенно болезненной для сталелитейной и химической промышленности, сказал Рудольф Ючелка, профессор экономической географии в Университете Дуйсбург-Эссен. Производство электроэнергии также будет затронуто, но в меньшей степени.
Ючелка также предупредил, что правительство может быть вынуждено принять более строгие меры по нормированию энергоресурсов, если Россия перекроет поставки газа или из-за проблем с логистикой поставки угля продолжатся. «Если эти [эффекты] объединятся... в один большой эффект, возникнут проблемы», — сказал он.
Представитель министерства климата Германии заявил, что операторы электростанций «уверили» законодателей, что у них достаточно угля, чтобы компенсировать потерю российского угля. Правительство также приняло новое постановление, направленное на то, чтобы «отдавать приоритет поставкам энергии» по сравнению с другими видами поставок, которые «должны быть готовы» в случае кризиса, добавил представитель.
Тем временем в Польше разразился политический скандал в связи с неспособностью правительства нарастить запасы угля в стране.
По словам Роберта Томашевски, старшего энергетического аналитика аналитического центра Polityka Insight, около 2 миллионов домохозяйств в Польше по-прежнему используют каменный уголь для отопления, при этом каждое из них сжигает в среднем три тонны угля за зиму. До войны в Украине для этой цели страна ежегодно импортировала из России около 7 миллионов тонн угля.
Поскольку запрет ЕС на российский уголь вступит в силу в следующем месяце, в настоящее время существует «очень большой риск того, что угля не хватит для некоторых домохозяйств», сказал он, оценив, что Польша столкнется с нехваткой от 1 до 2 миллионов угля. миллионов тонн угля за зиму.
Согласно расследованию польского новостного агентства Onet , в начале марта премьер-министр Матеуш Моравецкий был предупрежден своим собственным кабинетом, что санкции в отношении российского угля могут привести к огромному дефициту, и его призвали создать новый стратегический запас угля. Но он не отреагировал на предупреждение, и его правительство не провело официальную оценку воздействия предложенных ЕС санкций против угля, прежде чем проголосовать за них, сообщил Оне.
Пытаясь успокоить ситуацию, Моравецкий на прошлой неделе объявил , что пострадавшие домохозяйства получат «углеродное пособие» в размере 3000 злотых (631 евро) для помощи в покупке угля, и приказал государственным угольным компаниям закупить 4,5 миллиона тонн угля к 31 августа. .
Но вовремя доставить эти закупки угля в дома будет «вероятно, невозможно», — сказал Томашевски, — и если запасы будут низкими, раздача денег домохозяйствам мало что даст.
Министр энергетики Польши Анна Москва признала в пятницу в интервью , что перед правительством «стоит трудная задача» в решении логистических проблем с поставками. Но она настаивала на том, что это «неправда», что угля на зиму не хватит, сославшись на новые контракты, находящиеся в стадии переговоров.
Представитель министерства климата Польши заявил, что оно работает над «многонаправленными решениями» проблемы угля и ввело новое положение, которое «временно приостанавливает действие существующих требований к качеству» для некоторых видов угля, продаваемых на рынке для бытовых нужд, на 60 дней. увеличить его доступность.
Томашевски предупредил, что помимо надвигающейся проблемы этой зимы потенциальная нехватка угля может также создать проблемы для консервативного правительства во время парламентских выборов в следующем году, особенно в связи с тем, что новые опросы впервые с 2015 года показывают , что правящая партия может быть свергнута.
По его словам, «политическая ошибка» Моравецкого может в конечном итоге «навредить ему очень политически».