Исполнительный директор Общенационального союза некоммерческих организаций рассказывает, как НКО выстраивать грантовую активность.
Для того, чтобы эффективно организовать в своей организации грантовый менеджмент, необходимо знать о том, какие конкурсы бывают, где их искать, как оценивать вероятность своей победы в нем, а также какие инструменты применять для повышения шансов.
Итак, классификация конкурсных процедур подразделяется по нескольким параметрам.
Первое. По виду бюджета: бюджетные и внебюджетные. Очевидно, что в первых источником является бюджет, во втором - это частные источники, сформированные их нераспределенной прибыли предприятий или пожертвований частных лиц.
Т.к. одна из основных функций любого государства - социальная, то и бюджета на поддержку социально значимых проектов у него должно быть куда больше, чем у любого частного предприятия или лица. Для конкурсов с бюджетным источником финансирования свойственны бюрократизация процесса, а также ограниченность каналов коммуникации с грантодателем.
Напротив, организаторы конкурсов с внебюджетными источниками в силу строгой ограниченности грантового фонда, а также более четкого понимания целей, которые они преследуют от конкурса, снижают бюрократическую составляющую и являются более открытыми и контактными для заявителей. В таких конкурсах получить консультацию перед подачей заявки - в порядке вещей.
Второе. По уровню бюджета: федеральные, региональные и местные (муниципальные). У федеральных грантодателей, как правило, размер грантового фонда является самым крупным. У региональных - поменьше на порядок, и у муниципальных - еще меньше.
Однако, федеральных конкурсов проводится совсем немного, региональных - существенно больше.
Третье. По источнику бюджета. Для бюджетных конкурсов источниками могут быть Национальные проекты РФ, федеральные и региональные целевые программы. Также стоит выделить бюджеты, доводимые подведомственным учреждениям на социально значимые задачи (социальное обслуживание населения и др.). Некоторые направления финансируются из средств субъектов РФ (отчасти, на оказание социальных услуг населению внебюджетными поставщиками), а также в рамках проектов государственно-частного партнерства (строительство частных домов престарелых и др.)
Четвертое. По типу участников. Конкурсы могут проводиться как для обобщенных категорий участников (НКО, МСП, физлица, бюджетные учреждения и др.), так и для представителей конкретных сфер экономики (крестьянско-фермерские хозяйства, агропромышленные предприятия, производители микроэлектроники, научные группы и др.)
Характерным является следующая зависимость: чем более многочисленна группа, для которой проводится конкурс грантов, тем выше конкуренция.
Пятое. По способу отбора победителей: открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, и без проведения конкурсных процедур.
Шестое. По периодичности следует выделить
- Периодические конкурсы: проводятся регулярно, о них известно заранее. К периодическим конкурсам относится конкурс Фонда президентских грантов, гранты глав субъектов РФ на развитие гражданского общества. Периодические конкурсы проводятся тогда, когда можно выделить системно значимое направление, поддержка которого государству и обществу необходима на постоянной основе
- Ситуативные конкурсы: проводятся как правило в ответ на конкретную ситуацию (случилось наводнение - провели конкурс субсидий по компенсации расходов волонтерских спасательных организаций). О таких конкурсах не известно заранее и отслеживание информации о них является крайне трудоемким процессом. Но и конкуренция на них минимальная.
- Постоянный прием заявок: типично для выстроенных институтов поддержки, в которых нет привязки к срокам и сезонности.
Совсем скоро стартует интенсив Школы грантового менеджмента. Присоединяйтесь!
#гранты
#субсидии
#нко