Найти в Дзене
КиноПунктрум

Объяснение концовки «Олдбоя»: Будь то камень или песчинка, в воде они тонут одинаково

«Олдбой» Пак Чан Ука — это фильм, который затрагивает некоторые тревожные моменты. Мы говорим не только о печально известной сцене, где главный герой О Дэ Су (Чхве Мин Сик) откусывает голову живому осьминогу и разделывает его на куски, а его щупальца все еще шевелятся и обвивают его нос и руку. Этот момент фильма уходит своими корнями в настоящую кулинарную традицию саннакчи (Sannakji), корейского блюда, которое обычно состоит из нарезанных кусочков осьминога, которые подаются на тарелке с кунжутным маслом. Они корчатся только потому, что их нервы остаются активными, но смотря «Олдбой» зритель может начать корчиться вместе с ними и обнаружить, что их нервы тоже противоположны спокойствию. Концовка «Олдбоя» делает некоторые предыдущие сцены еще более неудобными при повторном просмотре, поскольку она переворачивает с ног на голову все, что мы знаем об О Дэ Су и Ми До (Кан Хе Джон), поваре-суши, которая подает ему осьминога, и сразу же влюбляется в него — настолько, что приводит его в с
Оглавление

«Олдбой» Пак Чан Ука — это фильм, который затрагивает некоторые тревожные моменты. Мы говорим не только о печально известной сцене, где главный герой О Дэ Су (Чхве Мин Сик) откусывает голову живому осьминогу и разделывает его на куски, а его щупальца все еще шевелятся и обвивают его нос и руку. Этот момент фильма уходит своими корнями в настоящую кулинарную традицию саннакчи (Sannakji), корейского блюда, которое обычно состоит из нарезанных кусочков осьминога, которые подаются на тарелке с кунжутным маслом. Они корчатся только потому, что их нервы остаются активными, но смотря «Олдбой» зритель может начать корчиться вместе с ними и обнаружить, что их нервы тоже противоположны спокойствию.

Концовка «Олдбоя» делает некоторые предыдущие сцены еще более неудобными при повторном просмотре, поскольку она переворачивает с ног на голову все, что мы знаем об О Дэ Су и Ми До (Кан Хе Джон), поваре-суши, которая подает ему осьминога, и сразу же влюбляется в него — настолько, что приводит его в свою квартиру после того, как он потерял сознание за стойкой ее ресторана. Адаптированный из серии манги японской команды писателей и художников Гарона Цучия и Нобуаки Минегиши, «Олдбой» является средней главой тематически связанной «Трилогии о мести» Пака, которая начинается с «Сочувствия господину Месть» и заканчивается «Госпожой Месть». Примечательно, что это единственная запись, в названии которой нет слова «месть».

Месть, безусловно, является движущей силой сюжета «Олдбоя», поскольку О Дэ Су и Ми До намеревались найти человека, ответственного за его заточение в гостиничном номере на 15 лет. Тем не менее, концовка, которую мы будем обсуждать здесь, уделяет больше внимания тому, чтобы жить с собственными ошибками, а не тщетной мести тем, кто обидел вас.

«Слишком много проступков»

-2

Прежде чем он сбежит из своей камеры в отеле, отправится в тур по дегустации пельменей и возьмет в руки молоток для восхитительной драки в коридоре, О Дэ Су остается ломать голову над тем, кто может затаить на него обиду, достаточно большую, чтобы посадить его в тюрьму на столь долгий срок. Он составляет список всех людей, которых когда-либо обидел, и он длиннее, чем он думал. «Это был и мой тюремный дневник, и автобиография моих злодеяний», — говорит он. «Я думал, что живу нормальной жизнью, но было слишком много нарушений».

«Олдбой» намекает на распутство О Дэ Су и показывает его плохим отцом, который пропускает день рождения своей дочери и арестован за пьянство и хулиганство. На первый взгляд, это меркнет по сравнению с грехами его похитителя, которым оказался Ли У Джин (Ю Чжи Тэ), богатый человек с личной вендеттой против него, которая восходит к тому времени, когда они учились в старшей школе, и О Дэ Су стал свидетелем кровосмесительного акта Ли У Джина со своей сестрой.

Инцест — сложная тема, но, хотя он может добавить к общему шокирующему эффекту «Олдбоя», он служит повествовательной цели, будучи табуированным в разных культурах. Это позволяет Парку использовать его как универсальное обозначение чего-то неправильного, поскольку это социально неприемлемо, если не прямо незаконно, и может привести к генетическим нарушениям. Это ставит клеймо на Ли У Джина, который также организовал убийство жены О Дэ Су и обвиняет его в этом. Однако концовка меняет ситуацию и показывает, что О Дэ Су тоже по незнанию совершил инцест.

«Непростительный грех»

-3

«Олдбой» предлагает цитату: «Будь то камень или песчинка, в воде они тонут одинаково», что в контексте фильма предполагает, что одна форма вины такая же, как и другая по своей силе осуждать. Держа О Дэ Су в плену достаточно долго, чтобы Ми До — его собственная дочь — выросла, а затем программируя их на взаимное влечение с помощью постгипнотического внушения, Ли У Джин заставляет О Дэ Су пройти милю в его обуви. Теперь О Дэ Су также несет позор инцеста, и любое суждение, которое он может вынести против Ли У Джина, является суждением против него самого.

О Дэ Су еще в школе не мог знать о волнообразном эффекте его слов, что его распущенные губы и простые сплетни, которые они произносили, разрушат жизнь сестры Ли У Джина, побуждая ее покончить жизнь самоубийством. На самом деле, О Дэ Су даже не помнит ее или Ли У Джина в своем первоначальном списке людей, которых он обидел. Это не меняет того факта, что она стала жертвой его неосторожности, как если бы он стал причиной чьей-то случайной смерти. С точки зрения Ли У Джина смерть его сестры так же несправедлива, как и суровость наказания О Дэ Су.

О Дэ-су

-4

О Дэ Су и Ли У Джин подпитываются желанием отомстить, и после того как он осуществит свое, Ли У Джину не останется ничего, ради чего можно было бы жить. Со своей стороны, О Дэ Су по-прежнему разрывается между угрозами возмездия и настолько сильным раскаянием, что решает отрезать себе язык, чтобы он больше никогда не болтал.

Это немыслимое действие — одна из нескольких вещей, которые связывают «Олдбой» с греческой трагедией, в частности, с пьесой Софокла «Царь Эдип», в которой царь Фив вырезает себе глаза, узнав, что он случайно женился на своей матери, после убийства отца во исполнение пророчества. Во время съемок «Жажды», своего вампирского фильма о католическом священнике, Пак дал интервью, в котором сказал, что «назвал О Дэ Су в «Олдбое», чтобы напомнить зрителю об Эдипе». Он описал Ли У Джина как «богоподобную фигуру» и объяснил, что поза йоги, которую он принимает, предназначена для передачи образа греческого бога Аполлона.

Ли У Джин называет себя «О Дэ Су-ологом», экспертом по О Дэ Су, и, просматривая и слушая фотографии с камер наблюдения и прослушивающие устройства, он может быть всевидящим и всезнающим в любой ситуации. Гипнотизер также обладает квазибожественными способностями: она может заставить двух людей влюбиться друг в друга, как богиня Афродита, в то время как Ми До можно рассматривать как примерное соответствие Антигоне, дочери Эдипа, которая остается непоколебимой в своей поддержке его.

Никакая киношкола в своем обсуждении «Олдбоя» не отмечает, что греческая трагедия зависит от причины и следствия, единства действия, когда одно ведет к другому. Как и Эдип, О Дэ Су на горьком опыте узнает, что действия, даже совершенные в далеком прошлом, имеют последствия.

«Жизнь в большой тюрьме»

-5

Преднамеренно или нет, «Олдбой» также демонстрирует очень католическое чувство вины, соответствующее религиозному воспитанию Пака, и в нем можно увидеть продолжение идеи первородного греха и неосуждения: удаление бревна из собственного глаза перед соринкой в чужом, по Нагорной проповеди Христа. Когда Ли У Джин поворачивается спиной, О Дэ Су пытается в последний раз отомстить, активируя пульт, который должен отключить кардиостимулятор Ли У Джина, но этот предполагаемый акт мести только усугубляет его собственные грехи — буквально — когда громкоговоритель включает запись его секса с Ми До.

Прежде чем застрелиться, Ли У Джин дает О Дэ Су второй шанс на жизнь с Ми До, говоря напутствие: «Мы с сестрой знали все, но все равно любили друг друга. Можете ли вы двое сделать то же самое?» Ранее он описал мир за пределами гостиничной камеры О Дэ Су как «жизнь в большой тюрьме», и это мир, в котором мы все живем.

Настоящий вопрос заключается в том, сможет ли О Дэ Су преодолеть свою вину и насладиться извращенным счастливым концом с Ми До. Он пустил слух, который разросся как снежный ком, но белизна финального снежного пейзажа в «Олдбое» намекает на идею чистого листа. «Хоть я и не лучше зверя, — риторически спрашивает О Дэ Су, — разве я не имею права жить?»

Он вербует гипнотизера, чтобы тот снова прострочил ему голову, на этот раз разделив его психику на две части, и только чудовищная половина его двойственной натуры осознает тайну инцеста. Пак оставляет открытым вопрос о том, действительно ли сработал гипноз, поскольку Ми До показывает свою любовь к О Дэ Су, и он улыбается, а затем морщится.

"Олдбой" оставляет нас с горьким послевкусием и вопросами без ответов.
Разве можно стереть память, как предлагает гипноз? Имеем ли мы право на счастье после непростительных ошибок? Фильм не даёт готовых решений, зато дарит бесценное — возможность спорить, анализировать и пересматривать его снова и через годы.

А что думаете вы?
▸ Справедливо ли наказание О Дэ Су?
▸ Можно ли оправдать месть Ли У Джина?
▸ Какой смысл вы увидели в финальной улыбке героя?

Оставляйте ваши интерпретации в комментариях! Если статья зацепила — лайк и подписка 🫡