Как дизайн может манипулировать и принуждать вас делать то, что хотят веб-сайты?
Мы готовы часами сидеть в Интернете, будто волшебная сила притянула нас туда и не отпускает. Дело не в силе воли — огромное сообщество дизайнеров придумывает способы, чтобы мы как можно дольше смотрели именно на их креативы. Для этого они используют тёмные паттерны.
Что это такое?
Тёмные паттерны — это детали интерфейса, которые манипулируют пользователями сайта или приложения, чтобы они делали то, что им на самом деле не нужно. Например, подписаться на рассылку, купить тысячу бесполезных мелочей или, наоборот, не смочь удалить свой аккаунт.
Как они работают?
Ни у кого нет времени читать всё, что написано на каждой странице сайта. Чаще всего мы пролистываем информацию вниз и предполагаем, что одобряем cookies или отвергаем рекламу. Компании часто пользуются нашей невнимательностью. Они создают страницы, которые выглядят знакомо с выгодным для себя контентом.
Со стороны это может выглядеть как небрежная работа дизайнера, но использование тёмных паттернов ВСЕГДА намеренное. Они все разработаны, исходя из психофизиологии человека. Учитывается наше восприятие цвета, количество объектов, их размеры и формы.
Хотя вы, возможно, никогда раньше не слышали термин «тёмные паттерны», вы наверняка видели бесчисленное множество их примеров и испытывали на себе их эффекты.
- Реклама на сайте, которую Вы не понимаете и не знаете как убрать её, потому что значок «X» в верхнем правом углу слишком мал и тускл, чтобы его увидеть.
- Или значок «X» настолько мал, что вы случайно нажимаете на само объявление и перенаправляетесь на веб-сайт объявления.
- Учётная запись на сайте создаётся легко, в один клик, тогда как для удаления аккаунта понадобится открыть и закрыть множество страниц.
- Маркетинговое электронное письмо, в котором вам предлагается ответить в течение следующих пяти минут или больше, а также включает фальшивый таймер обратного отсчёта.
- Большое всплывающее окно, призывающее вас подписаться на сайт, с большой красной кнопкой «Зарегистрироваться», в то время как кнопка отписки намного меньше.
Существует 12 типов тёмных паттернов, и лучше избегать их всех. Давайте рассмотрим вкратце основные из них.
Приманка и замена — Bait and Switch
Когда знакомый элемент интерфейса меняет свою функцию. Например, зна «Х», на который мы кликаем, чтобы закрыть страницу, может наоборот открыть новую или запустить нежелательное обновление. Именно так сделала компания Microsoft, пытаясь заставить пользователей обновить их операционные системы до Windows 10.
Подтверждение чувством вины — Confirm Shaming
Когда Вы удаляете свой аккаунт на Spotify, Вам присылают слезливую брейк-ап подборку музыки, где каждая песня — кусочек грустного послания. Вконтакте показывает Ваших друзей и говорит, что они будут скучать по Вам. Ну понятно, любым способом задевают за живое.
Продолжение подписки — Forced Continuation
Если мы регистрируемся на новом сервисе и выбираем пробный период, некоторые компании просят ввести данные банковской карточки, чтобы автоматически продлить подписку. Разумеется, многие забывают её отменить — и через 30 дней с их карт уже снимается сумма.
Паршивый мотель — Roach Motel
Некоторые сайты изначально построены так, что на них очень легко зарегистрироваться, но почти невозможно с них удалиться. Например, чтобы уничтожить свой аккаунт на Amazon, необходимо написать в поддержку сайта, потому что это можно сделать только изнутри.
Отвлечение внимания — Misdirection
Если вы заказывали билеты на самолёт в Интернете, то наверняка помните, что одной из ступенек является выбор посадочных мест за отдельную плату. Из-за игры с визуальными элементами на странице многие не сразу замечают, что за удобство придётся доплачивать. Они автоматически выбирают себе место, удивляясь, почему билеты мгновенно выросли в цене.