Людвиг Витгенштейн, величайший философ ХХ века, эстет и аскет.
Продолжение. Начало ЗДЕСЬ
Семейное проклятие
Первый же доклад Людвига произвел настоящий фурор. Всего за четыре минуты он раскрыл тему «Что такое философия?» и покинул кафедру под аплодисменты студентов и преподавателей.
Людвиг проявлял полное равнодушие к пирушкам и светским девицам – насмотрелся на них в Вене, ученые дамы его и вовсе отпугивали, зато он всерьез заинтересовался молодой швеей. Он твердо решил создать в философии нечто великое и упрямо сопротивлялся подступающей к нему фамильной депрессии. Он ужасно боялся, что сдуру, под влиянием момента, тоже покончит с собою. И в 1913 году решил испробовать старое верное средство от сплина – отправился путешествовать по Норвегии. Там он обнаружил удивительное: голод и физическая нагрузка избавили его от тоски. Он задержался в Норвегии на полгода, жил у моря, почти ничего не ел и работал над диссертацией.
Завершив черновик, он вернулся в Кембридж тощим и энергичным, чтобы читать труды Льва Толстого и беседовать с Расселом. Кстати, тот, несмотря на жизнерадостный нрав, тоже периодически подумывал о суициде и лечился от него большим дозами горячего шоколада на сливках с сахаром, что и австрийцу посоветовал.
В кембриджской среде все были чудаками, охотно делились страхами, считали «глюки» обыденностью и притом обожали выпить, посмеяться и поспорить.
Наследство и война
В 1913 году умер Карл Витгенштейн и оставил всем детям по громадному состоянию. Людвиг сразу отдал часть денег для помощи бедствующим «братьям по разуму» –австрийским творцам, среди них были поэт Мария Рильке и художник Оскар Кокошка. А все остальное передал родне.
Как принц Сиддхартха Гаутама – будущий Будда, от денег он отказался совершенно осознанно, так как знал цену роскоши, вырос в ней, и ему она не была нужна.
Когда грянула Первая мировая, Витгенштейн добровольцем отправился на фронт, чтобы воевать на стороне Австрии. Его вчерашние друзья по Кембриджу оказались на вражеской стороне, что его опечалило, но не остановило. Смерти он не искал, а в перерывах между боями писал в блокнотах философский трактат. Получил медаль «За доблесть» и чин лейтенанта. И попал в плен.
В итальянском лагере для военнопленных Людвиг узнал, что его брат Курт (до войны –директор громадного сталелитейного завода) пустил себе пулю в лоб, когда его взвод попал в окружение. Другой брат Пауль (знаменитый пианист) лишился в бою правой руки. А его студенческий, самый близкий друг англичанин Пинсент погиб в воздушном бою.
Людвиг отклонил из гордости все попытки английских приятелей вызволить его из лагеря и вышел на свободу в общем порядке в 1919 году. А в 1921 году издал свой гениальный трактат, который продолжал писать в плену.
«События будущего не могут выводиться из событий настоящего. Вера в причинную связь есть предрассудок».
Вот и вся философия
«Истинность изложенных здесь мыслей кажется мне неопровержимой и окончательной», – этими словами Витгенштейн завершил вступление к книжке.
Суть трактата: хватит трепаться о высоком, о духовных ценностях. Имеет значение только то, что ты делаешь, важны только факты.
Не воруй и не убивай сам, а не призывай к тому, чтобы другие не воровали и не убивали. Не знаешь что сказать – молчи. Вот и вся философия жизни.
Представим себе: окоп, грязь, дождь, холод, свист снарядов над головой. Бывший венский «золотой мальчик», кларнетист и любитель поэзии, записывает в блокноте на коленке химическим карандашом эти простые идеи. Они приобретают особое звучание, когда понимаешь, что он мог запросто избежать фронта. А он выполнял свой долг. Рисковал. Стрелял. Убивал. И размышлял о мере фальши и лжи в человеческой жизни.
Его трактат написан так, чтобы читателю было легче его понять: краткость, простой и ясный язык, четкое изложение идеи, текст разделен на пункты. Витгенштейн считал, что нет никакого особого философского языка и в тексте можно употреблять любое слово, если оно отражает суть вопроса, хоть «офигенный». Но подвох все-таки был – чтобы понимать простоту Витгенштейна, надо чуток приблизиться к нему по интеллекту...
Он был убежден в том, что закрыл своим творением всю философию, подобно Малевичу, который «Черным квадратом» поставил точку в развитии живописи. Он доказал: наука объясняет мир куда лучше философии, которая отжила свое, хочешь ею заниматься – анализируй язык и мышление, хоть какая-то польза от тебя будет. Малевичу зрители не очень-то поверили. А к Витгенштейну коллеги прислушались. И его работа сразу стала знаменитой.
«Истинное счастье заключается в том, что всегда можно спастись бегством в себя самого».
Понравилось? Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал! А пока читай:
"Как из странных мальчиков вырастают выдающиеся разведчики". Юность Томаса Эдварда Лоуренса
Галина Панц-Зайцева
(с) "Лилит"