Найти тему
Журнал не о платьях

"Создавать из богини идиoткy - непростительное xaмcтво". Татьяна Друбич глазами Валерия Плотникова

Фото: Валерий Плотников
Фото: Валерий Плотников

Взгляд легендарного фотографа:

-- К сожалению, современная действительность редко предoставляет нам возможность встречи с людьми возвышенными. Одно из таких удивительных выпадений из реальности -- появление на экране Тани Друбич.

Безусловно, речь не идет о ней как об актрисе. Это не всегда бывает любопытно, да и Таня сама относится к этому достаточно спокойно и, я бы сказал, "перпендикулярно".

Я говорю и не знаю -- получится ли -- о тайне ее вневременной красоты, о трагичности, которая сопутствует ее загадочному неземному существу, вынужденному пребывать в нашей ужасной житейской ситуации.

Как сторонний наблюдатель, я давно рассматриваю это удивительное существо, не в силах разгадать его надмирную загадку. Иногда страшусь приблизиться и заглянуть в смутную глубину, чтобы не прочесть там что-то для себя определенное.

Так случилось, что благодаря моему другу Сергею Соловьеву я познакомился с Таней очень давно. Он сам привел ее ко мне в студию: "Можно, я у тебя ее поснимаю?" (Он собирался делать пробы для фильма "100 дней после

детства"). Это было так странно. После Иры Купченко мне давно не встречалось до такой степени печально-нездешнее лицо девочки-женщины. Ее будто запекшиеся в своей правильности губы, трагический миндалевидный разрез глаз, таящих испуг. Как у Бродского: "Хлопок -- и бабочка взлетит..." Словами это невозможно передать.

Никакой разговор не приведет к законченному представлению о том, какая она -- Таня Друбич. И хотя попытки хронологий и ассоциативные связи ни к чему не приведут, мне хочется все же проследить, откуда все появилось и выросло.

Наша с Сережей молодость прошла в Петербурге, городе, которого уже нет, и никому не объяснишь... Прогулки по островам, катание на лодках, чтение наизусть запоем Блока, музыка Рахманинова. В наших головах постепенно формировался образ прекрасной дамы, таинственной незнакомки, неуловимой Беатриче. Подобно тому, как в девичьих умах в определенную пору зреют мечты о сказочных принцах. Выражение лица незнакомки, прическа, даже звучание ее голоса -- все до мельчайших подробностей было воссоздано нашим воображением.

И когда она появилась в моей студии годы спустя в сопровождении Сережи -- я сразу ее узнал. Образ прекрасной дамы материaлизовался.

Как-то мы сидели все вместе в директорской ложе филармонии в Петербурге, которую нам предоставляли по обыкновению, и предавались воспоминаниям.

Школьниками мы с Сережей не раз прорывались на хоры за 60 копеек, чтобы послушать концерты Мравинского. И зал, что удивительно, был полон всегда.

Когда же это происходило? 25-27 лет назад. И Таня воскликнула:

"Надо же, меня тогда вообще на свете не было!"

Это странное ощущение. Ни Тани, ни моей жены еще просто не существовало: ни в детский сад, ни в первый класс школы они еще не ходили.

Удивительным, невообразимым образом где-то в дыму мира отделяясь и клубясь, вдруг происходит рождение. Появилась Таня Друбич. Абсолютно инфернальный тип.

Ее родовое происхождение ничего не может объяснить. Тут проникновение тайны другого порядка -- Господь осенил крылом. И это возвышенное существо является в стране, где все корни и гены культуры выкорчеваны в нескольких поколениях. При полном бесплодии и пустыне появляется такая женщина.

Воспитанный на фильмах Годара и Трюффо, я не мог себе представить, что увижу актрису типа Клод Жак на нашем экране. Однако она возникла.

Слава Богу, больше не существует диктата на лица советского кинематографа. Единственное, мне неприятно, когда режиссеры пытаются вставить Друбич в кадр, используя лишь ее "нездешний" образ, чтобы придать фильму недостающую глубину. (В свое время часто приглашали на роли партсекретарей Олега Янковского, придавая таким образом роли "многомерность").

Так произошло в последнем фильме Эльдара Рязанова "Привет, дуралеи!". Тане, по своей природе человеку тактичному и хрупкому, трудно было отказать прославленному режиссеру. А теперь мне и, вижу, что и ей тоже, мучительно стыдно за него. Ее лицо недопустимо вставлять в кадр только потому, что самому нечего сказать!

Когда маляр пачкает Мадонну Рафаэля, у меня возникает подобное чувство. Создавать из богини идиотку -- непростительное хамство!

Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!

Читай также:

"Началось прекрасное время - роскошная осень - наших свиданий в Петербурге". Беата Тышкевич и фотограф Валерий Плотников

Записала Наталья Южина (с) "Лилит"