Найти в Дзене

"Палач": Женщин обижать не рекомендуется-3

Фильм начинается. Мы видим очень красивую, но застывшую и отрешенную женщину на приеме у врача. Врач щедро колет ей успокоительные. Минимум слов, холодная серая-зеленая атмосфера, в которой будто замерзает и зритель. Отрывочный разговор врача с коллегой: "Уговори ее сообщить в милицию"... "все, что сейчас на ней, лучше снять и сохранить"..."сейчас главное- психика".

Уже из этих коротких сцен понятно, жертвой какого преступления стала героиня.

Фильм "Палач" оказался для меня невероятно сложным и болезненным. Мало того, что тема насилия и последующей мести насильникам в принципе не несет в себе светлого посыла. Так еще и перестроечное кино всегда окрашено в негативные тона и создает соответствующее настроение - от тревожности до ощущения безысходности.

Кроме того, насильниками здесь выступают не какие-то озверевшие от безнаказанности пацанчики со скачущим либидо. И не бандиты-отморозки. Нет, тут у нас весьма почтенные и уважаемые члены общества, перешагнувшие как порог 40-летия, так и порог гиперсексуальности. Доктор, скульптор, директор ресторана. Солидные лысеющие дядьки. Так и хочется спросить: "Ну вам-то, уродам, чего не хватало?!" Реализма и мерзотности добавляют обстоятельства. Скульптор бросает доктору: "А ты у нас ни при чем! А нейпролептики с собой всегда на всякий случай носишь!" Из чего понятно, что преступление было вполне продуманным. И, вот извините, страшно становится. От мысли, что почтенный дяденька с совершенно конкретным умыслом притащил препараты для такого дела. А вы знаете, какой запрос еще недавно был весьма популярным у покупателей-мужчин в секс-шопах? "Возбуждающие средства для женщин без вкуса и запаха". Это так, что называется, хозяйке на заметку.

О, а был еще один "герой". И его, представьте, позиционируют как положительного персонажа и жертву обстоятельств. Даже сыграл его главный Аполлон перестроечного кино Андрей Соколов, чтобы женщины прониклись. Что же сделал наш со всех сторон правильный парень? А ничего. Он не насиловал, он просто присутствовал. После чего (после чего!!!) негодовал и возмущался поведением дружков. А ему потом, понимаешь, еще и мстят, ужас какой. Просто представьте эту ситуацию: вы приходите в гости, видите ,что там творится вот такое преступление...и просто ничего не предпринимаете. Не вызываете соответствующие органы, не бьете морды, не отговариваете, не помогаете жертве, даже не уходите. О глубине соучастия пусть судят юристы ,а с человеческой точки зрения это как-то слишком мерзко, чтобы такого персонажа оправдывать.

-2

Итак, героиня отсыпается и начинает мстить. Авторы четко показывают ,что была альтернатива. Ольге (так зовут героиню) неоднократно предлагают обратиться в милицию. Да и сами милиционеры готовы начать разбор по делу. Это не "Ворошиловский стрелок", где жертве просто метафорически плюнули в лицо в правоохранительных органах. Здесь все готовы помочь. Друг-врач, милиция, наконец, теплая и принимающая семья девушки. Но в героине совершился разлом ,который уже намертво отсек ее от "нормального" мира. И бросил в объятия мира инфернально-криминального. Того, где все совершается из-за угла, в темноте, в свете дрожащего фонаря, в грязных подвалах. Где странные (неужели рожденные женщинами?) люди творят кромешный ужас с милыми улыбками на лицах. И царит над этим таинственный Вольдемар. Казалось бы, чего таинственного, криминальный воротила. Но авторы нарочито придают этому персонажу ощущение какой-то неведомой, нездешней жути.

Читала отзывы, что-де насильники начинают вызывать сочувствие. Ну не знаю. У этих "героев", когда они узнают об объявленной на них охоте, пробуждается целый вихрь чувств. Кроме одного - раскаяния. Нет, они, разумеется, сожалеют о сделанном. Но лишь потому, что это нарушило их благополучную жизнь и навредило их близким (именно в таком порядке). Чувство вины, жалость к жертве - нет, не слышали.

Запоминается, что в фильме ооочень много музыки, популярной в то время. От "Битлз" до "Дюны". Часто она звучит диссонансом, перебивая героев, перекрывая их речь. Кроме того, много политических сводок по радио. Вообще интересно, что в кино перестроечной эпохи радио играло важную роль. В жутчайшем "Прикосновении", например, через него пробивался голос из загробного мира.

Ну а мораль понятна. Героиня запустит колесо мести, попытается остановить ,но поздно. Раздавит всех.

Уфф, оооочень тяжелый фильм. Невероятная Ирина Метлицкая в главной роли. Впрочем, она везде невероятная. Вот бы кому играть Галадриэль. Даже в тяжелых ролях эта потрясающая женщина ухитряется будто пропускать через себя лучи солнечного света. И такая трагичная судьба, ужас(((

P.S. Из фактов о фильме. Одного из насильников играл муж Метлицкой Сергей Газаров.

#перестроечное кино