80 лет назад, в переломное на фронтах время, был издан приказ НКО №227 от 28 июля 1942 года, известный в истории как приказ «Ни шагу назад!».
Приказ неоднозначный, до сего времени вызывающий противоположные мнения. С одной стороны, приказ – крайне жесткий и суровый. Но с другой - кто знает, как бы сложилась ситуация в 42-м году под Сталинградом, если бы не был издан этот приказ, предписывающий сформировать штрафные батальоны (для офицеров) и штрафные роты (для рядовых). Причем, в этом приказе утверждалось, что гитлеровское командование к началу 1942 года уже создало у себя аналогичные части – около 10 штрафных батальонов и более 100 штрафных рот, а также специальные отряды заграждения[1].
Причины, по которым такие же части вводились в Красной Армии, указывались в приказе:
«... Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину... Из этого следует, что пора кончить отступление. Ни шагу назад! ... Мы должны остановить, а затем разгромить и отбросить врага, чего бы это нам ни стоило...»[2].
Командующим и Военным советам фронтов предписывалось сформировать в пределах фронта от одного до трех штрафных батальонов (на 800 человек), куда направлять командиров и политработников, «провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины». В пределах армии предписывалось сформировать «от пяти до десяти штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой) для «рядовых бойцов и младших командиров». В 1944 году максимально сформированное число штрафных батальонов равнялось 15, штрафных рот – 301.
О многочисленных случаях беспримерных подвигов "штрафников" написано немало. В архивных документах зафиксированы потрясающие воображение примеры проявленной доблести и героизма.
Можно прочесть ЗДЕСЬ:
Если Вы обратили внимание на рисунок, на котором изображен советский солдат, бросающий связку гранат в немецкий танк, то заметили, что вместо ног у бойца - кровавое месиво.
Этот рисунок напомнил мне реальный исторический факт о подвиге "штрафника" старшего лейтенанта Белоножко, который будучи тяжелораненым – у него почти полностью оторвало ступню ноги, - сам отрезал ее и, не оставив поле боя, продолжал вести огонь по противнику. Об этом мне довелось прочесть в одном секретном обзоре о деятельности военных трибуналов.
Подробнее можно прочесть ЗДЕСЬ:
Незавидный правовой статус «штрафников» определялся специальными положениями об этих частях. Право направлять военнослужащих в штрафные батальоны предоставлялось командирам дивизий и отдельных бригад. А в штрафные роты – командирам полков. Но это право использовали и военачальники более высокого ранга. Например, первый заместитель наркома обороны маршал Г.К. Жуков своим приказом № 0112 от 29 апреля 1944 года отправил в штрафбат командира 342-го гвардейского стрелкового полка гвардии подполковника Федора Ячменева, который при обороне высоты 267.0 без приказа оставил противнику занимаемый рубеж.
Срок пребывания в штрафных частях определялся от 1 до 3 месяцев. В приказах по полку он, как правило, конкретизировался: до трех месяцев либо до ранения в бою, совершения подвига, представления к награде.
Устоявшимся можно считать мнение, что «штрафников» бросали на самые сложные участки фронта. В целом это соответствует истине. Как показывают архивные документы, штрафные роты и батальоны действовали преимущественно в общих боевых порядках частей и соединений, но на наиболее опасных направлениях и самых трудных участках. Бывало, что и на минные поля их бросали, где выжить было практически невозможно. Такой прием использовал, например, на завершающем этапе войны генерал П.И. Батов. Подобные факты были единичными, но нередко они являются основанием для разного рода домыслов и преувеличений. К примеру, авторы нашумевшего в свое время фильма «Штрафники» (изобилующего многочисленными фактическими ошибками и неточностями) утверждали, что только благодаря штрафным частям была выиграна Сталинградская битва. Это не соответствует действительности.
Всего, по данным Генштаба, с 1942 по 1945 годы в штрафные батальоны и роты было направлено 427910 чел. Поскольку штрафники действовали на наиболее опасных направлениях, потери постоянного и переменного составов были очень высокими. Так, среднемесячные потери переменного состава за 1944 г. составили 10506 чел., постоянного 3685 чел. А общие потери личного состава всех штрафных частей за тот же год составили 170298 чел.[3].
[1]Всего в ходе зимней кампании 1941-1942 г. военные трибуналы Вермахта осудили, в том числе с направлением осужденных в штрафные части, около 62 тыс. солдат и офицеров. (Мягков М.Ю. Вермахт у ворот Москвы. 1941-1942 / РАН. Институт всеобщей истории. М. 1999).
[2]Военно-исторический журнал. 1988. № 8. с. 74.
[3]Россия и СССР в войнах 20 века (статистическое исследование).