Чем меньше прокачки газа на запад, тем меньше доходов получает России за экспорт. Как мы помним, газ Россия продает «за рубли». Де-факто за валюту, но де-юре за рубли.
В этой схеме покупатель перечисляет на свой счет в России валюту, покупает рубли и производит окончательную оплату. Валютная денежная масса сразу же уходит на валютный рынок и укрепляет рубль.
Решение продавать газ по такой схеме политическое. Но спустя несколько месяцев это решение начинает играть против бюджета РФ. Чем больше газа мы продаем, тем сильнее рубль. И ограничение работы Северного Потока-1 совпадает с моментом пика укрепления рубля.
Ограничивая прокачку, за газ поступает меньше евро, соответственно рубль слабеет, так как предложение на валютном рынке сокращается.
Сегодня прокачка по СП-1 упала до 20%, и курс национальной валюты стал ослабевать, хотя на дворе налоговый период, когда компании-экспортеры продают валюту в больших объёмах, чтобы платить налоги.
Это не единственная причина ослабления. У нас также работает новое бюджетное правило (покупка валюты дружественных стран в ФНБ) и параллельный импорт, но уменьшая прокачку газа, Россия тормозит валютные потоки и способствует ослаблению рубля.
Быть может, что прокачка газа не вернётся на уровни нормы, пока не восстановится импорт из западных стран и не уравновесится торговый баланс в долларах и евро.
Тогда-то курс вернётся в нужный властям коридор 65-75 рублей за доллар.