Сын плотника и внук каменщика Николя Франсуа Мансар вошел в историю архитектуры как интеллектуал, новатор и глубокий знаток пространственного восприятия. Он жил и творил во времена Мольера и Сирано де Бержерака, Мазарини и реального Шарля Дартаньяна, (занимавшего одно время придворную должность «капитан маленьких собачек для охоты на косуль»). Романтические времена! Мансар не вписывался в рамки стилей и эпох, он объединял их свободно, остроумно и логично.
Комплекс «Карнавале» в Париже, Орлеанский корпус замка в Блуа – везде ясность компоновки и объемно-пространственной композиции. В облике сооружения просится дополнительная высокая горизонталь? И вот он предлагает общую кровлю и мансардное перекрытие, позже названное его именем. Глубокое внимание к человеческому восприятию, к самочувствию человека перед объектом архитектуры позволяло Мансару проектировать очень дружелюбные и при этом элегантно-сдержанные здания. По сути, Мансар был созидателем строго целостных лаконичных сооружений с продуманным объемом и пластикой.
Интересный факт: мансарды существовали и до своего отца – Николя Франсуа Мансара, но служили чердачными помещениями в самом классическом понимании. Там в пыли и хаосе хранились забытые Богом вещи и жили забытые обществом бедняки. Но именно Мансар придумал украсить пространство под крышей изящными окнами и предложил сдавать преобразившиеся комнаты самым знатным господам. С тех пор мансарды стали популярным признаком шика, вкуса и статуса.
Мало кто знает и тот факт, что мансарда в России – явление чисто петербургское. Так как город застраивался по модернистскому образцу европейских столиц, в Северной столице XVIII в. одним из самых популярных архитектурных решений были мансарды. Москвичи восхищались изяществом окон и пластикой крыш – в патриархальной соборной Москве дома с мансардами были настоящей диковинкой.
В советский период архитекторы забыли о романтичных мансардах. В архитектуре того времени не было нерационального творчества, каждый элемент здания работал на социалистический результат. Только в прорывные и экспериментальные 90-е, когда в Россию пришли новые высокотехнологичные материалы, мансарды для души и эстетики снова стали яркой и востребованной архитектурной деталью.
Сейчас в Петербурге романтичные квартиры с мансардами и потрясающими видами на исторический город можно найти в клубном доме «Созидатели», который расположен на одной из тихих зелёных улиц Адмиралтейского района. Комплекс будет сдан совсем скоро, в начале 2023 года. Остались последние квартиры, в том числе и пять последних квартир с мансардами.
Так что дань уважения великому французскому зодчему – не только в логичном и ясном архитектурном решении комплекса, но и в этой элегантной романтической детали. Мансарда снаружи – интересный элемент структуры здания, изнутри же - это традиционный символ творческого пространства, место света и силы, которое дает безграничные возможности для самовыражения, в том числе и в дизайне самого жилого помещения. А панорамный обзор исторического центра Санкт-Петербурга способен и умиротворить, и вдохновить, и воодушевить – конечно же, на созидание!
Посмотреть варианты последних квартир с мансардными окнами можно на сайте RBI.RU.
Застройщик ЗАО «Северный город», проектная декларация на сайте https://www.rbi.ru/declarations/