Найти тему
Platrum

Как запустить стартап и превратить его в бизнес

Оглавление

90% стартапов проваливаются. Это факт. Вопрос, как попасть в другие 10%, которые выживают и превращаются в «единорогов»? К успеху приходит тот, кто к нему хорошо подготовлен. В этой статье разбираем по полочкам, что нужно сделать, чтобы стартап превратился в бизнес.

Что такое стартапы и «единороги»?

Стартап — компания, которая недавно появилась на рынке и находится на стадии разработки идеи или минимально работающего продукта (MVP). Обычно создаётся с минимальными затратами или с привлечением инвестиций в расчёте на стремительный рост.

Стартапы могут быть не оформлены как ООО или ИП и у них нет своего капитала. Главное, что должно быть у его создателей — невероятная идея, которая взорвёт старый рынок или создаст новый. Стартапы создаются, чтобы вырасти быстро и получить максимальную прибыль, потому что дают миру что-то новое, чего никто ещё не предлагал людям раньше. И если каждый солдат мечтает стать генералом, то каждый стартап желает стать «единорогом».

Компании-«единороги» — это стартапы, которые существуют менее 10 лет и чья стоимость оценивается более чем в $1 млрд. В настоящее время в мире насчитывается 1302 таких стартапа. 77% из них запустили в Китае и в США. В России таких компаний до сих пор нет.

Как запустить стартап: 5 шагов

В отличие от бизнеса, чтобы начать стартап по сути не нужны документы, стартовый капитал, офисы, крупные производства и разная бюрократия. Нужна идея, которая изменит мир. Так Стив Джобс в гараже начал собирать компьютеры Apple, Uber открыл новые возможности для рынка такси, а Netflix поменял наше отношение к просмотру фильмов и сериалов. Но чтобы не просто запустить стартап, а сделать его прибыльным, нужны инвестиции, команда, бизнес-план и минимально работающий продукт. Всё нужно делать последовательно. Мы предлагаем разбить этот путь на пять шагов.

Шаг 1. Найти проблему

Чтобы идея «выстрелила», нужно, чтобы она закрывала конкретную проблему широкой аудитории. Если широты будет недостаточно, то на резкий финансовый взлёт рассчитывать не придётся.

-2

Как найти идею?

Найти конкретную боль потребителя.

Стартап зарабатывает на лечении «боли» пользователей. И то, что для многих было проблемой, для основателей стартапа становится возможностью. Подумайте, что именно пригодилось бы вам самим? Какой сервис упростил бы жизнь настолько, что вы бы сказали: «Вау!». Поймите в чём проблема у людей с определенной профессией, стилем жизни или интересами, предложите хорошее решение и люди с деньгами к вам потянутся.

Улучшить или ускорить существующий бизнес.

Время — конечный ресурс. Поэтому «быстрее» нередко значит. Люди готовы платить за продукты, которые экономят время и упрощают жизнь. Иначе у нас дома не появилось бы столько гаджетов, которые постоянно чистят, убирают и моют.

Сделать доступными дорогие продукты.

Кто не мечтал купить бриллиант по цене кристаллов Swarovski? Например, создать свой сайт с нуля дорого. А вот воспользоваться готовым решением, адаптированным на твою нишу, гораздо дешевле.

Анна Владимировна, юрист с 20-летним стажем. Часто клиенты обращаются к ней с однотипными задачами: составить договор на оказание услуг. Это рутинный процесс, отнимающий кучу времени. При этом каждый из них имеет типовые блоки. Поэтому Анна Владимировна решила создать для своих клиентов сервис, который смог бы автоматизировать этот процесс. Для этой работы она подключила своего мужа-программиста. Так начался их стартап.

Шаг 2. Проанализировать конкурентов и оценить рынок

Прежде чем с головой бросаться в разработку и писать бизнес-план нужно проанализировать рынок. Есть ли реальные покупатели и вашего продукта и насколько их много. Если у стартапа уже есть конкуренты, то это хороший знак. Значит, какой-никакой рынок уже есть, существуют люди, которым интересен продукт. Осталось только посчитать, сколько их. Как это сделать?

● Исследуйте схожие компании и идеи, которые уже есть: неважно, в вашей стране или за границей.

● Изучите количество запросов в Yandex Wordstat и Google Trends.

● Почитайте готовые исследования. Так можно понять реальный доступный объём рынка.

● Поговорите с реальными клиентами. Глубинное интервью вообще поможет найти много инсайтов.

После того как вы собрали всю информацию, развитие сюжета может пойти по трём сценариям:

  • Рынок большой, но у вас множество сильных конкурентов. Тогда дело — труба. Нужно выпустить что-то очень стоящее или сильно отличающееся от конкурентов, чтобы вас вообще заметили.
  • Рынок маленький, конкурентов мало. Стоит задуматься, а действительно ли такой продукт нужен аудитории. А если и нужен, вряд ли вы заработаете на нем миллионы. Но, конечно, продолжать дело из альтруизма никто не запрещает.
  • Рынок большой, конкурентов мало. Бинго! Самое время запускать минимально работающий продукт, пока кто-то не сделал это раньше вас.

Шаг 3. Создать минимально работающий продукт

Чтобы протестировать нишу или ваше решение проблемы, нужно создать продукт с минимальными усилиями. Он не должен требовать большого количества времени, денег и работы сотни человек. Такое бережливое отношение к продукту поможет проверить первые гипотезы и наметить пути дальнейшего развития.

-3

Людям не нужен идеальный продукт. Им нужен тот, который работает здесь и сейчас. Добиваясь совершенства, дополняя его второстепенными функциями, вы просто тратите время. На этом этапе важно дать потребителям понятный продукт, за который они готовы заплатить.

Шаг 4. Подготовить документы

Ок, у вас уже есть продукт, который работает и клиентская база потенциальных покупателей. Пора подумать об инвесторах и партнёрах. И для того, чтобы показать стартап в выгодном свете, одних горящих глаз и харизмы будет недостаточно. На этом этапе стоит подготовить несколько ключевых документов.

Бизнес-план. Здесь нужно рассчитать, сколько денег реально требуется для создания компании и запуска продукта, а также какую прибыль он может принести в соответствии с существующим объёмом рынка. Сюда же нужно включить информацию о маркетинге, потенциальном уровне продаж и прогноз рентабельности.

Term Sheet. Термшит — это список условий, необходимый для совершения сделки. Документ не имеет юридической силы, но с ним надежнее. Он помогает определить основные договорённости и не упустить ключевые моменты в работе с партнёрами. Составление такого документа все-таки лучше возложить на плечи юриста. Они хорошо видят потенциально спорные вопросы и подводные камни.

Устав. Когда стартап превращается в бизнес и становится ООО или АО, как и любой другой компании ему нужен устав. В нём должно содержаться:

  • название компании;
  • юридический адрес;
  • права и обязанности сторон;
  • размер уставного капитала;
  • информация об управлении компании;
  • порядок проведения собрания акционеров.

Шаг 5. Привлечь инвесторов

Так сложилось, что стартаперы чаще всего амбициозны и бедны. Этим они и привлекательны для инвесторов. Ведь многим хочется вложиться на старте и через короткий срок получить колоссальную прибыль. Это, бесспорно, связано с рисками. Но, кто не рискует, тот сами знаете что. Поэтому стартапы так нравятся предпринимателям.

Искать инвесторов лучше в своей отрасли, среди тех, кто разбирается в вопросе и может оказать не только финансовую, но и экспертную поддержку. Но любого инвестора нужно заинтересовать. Для этого нужно подготовить качественную презентацию. Лучше не одну, а две: короткую на 4-5 слайдов с краткой информацией о проекте и расширенную, для детального разговора.

-4

В презентацию для инвесторов стоит включить:

  • информацию о проекте и о продукте;
  • анализ рынка и конкурентов;
  • описание целевой аудитории;
  • описание проблемы, которую решает продукт;
  • решение, которое предлагает команда;
  • бизнес-модель компании;
  • маркетинговый план;
  • финансовый план;
  • запрос на инвестиции.

Первые пять шагов пройдены. Есть продукт, который решает проблему, есть реальные потребители, готовые заплатить за него, есть инвесторы. Остаётся только масштабироваться, развиваться и расти теми темпами, на которые вы рассчитывали. Если вы все сделали правильно, то вы попадёте в 10% команд, которые превратили стартап в бизнес. Осталось только стать «единорогом».

Что нужно запомнить из этой статьи

Стартап — компания, которая недавно появилась на рынке и находится на стадии разработки идеи или минимально работающего продукта (MVP). Обычно создаётся с минимальными затратами или с привлечением инвестиций в расчёте на стремительный рост.

Чтобы запустить стартап, достаточно идеи. Но чтобы превратить её в бизнес нужно приложить больше усилий.

  1. Найти проблему. Люди готовы платить за решение своих проблем. Если ваш продукт поможет группе людей жить лучше, то у него есть потенциальная аудитория и шанс на существование.
  2. Оценить рынок. Найдите реальную аудиторию. Сколько людей на самом деле готовы купить ваш продукт. Точно ли он нужен кому-то?
  3. Создать минимально работающий продукт. Он не должен быть идеальным. Не тратьте на это время. Он должен работать настолько, чтобы люди были готовы за него заплатить.
  4. Подготовить документы. Бизнес-план, термшит и устав — три документа без которых не обойтись.
  5. Найти инвесторов. Пусть это будут не просто те, кто ищет, куда вложиться, а кто разбирается в вопросе. Так вы привлечёте в команду не только инвестора, но и эксперта.