В системе правоохранительных органов федеральная служба исполнения наказаний занимает особое место. Любой нарушитель закона, покидая здание суда, переходит в зону ответственности ФСИН. В их ведении — надзор за исполнением уголовных наказаний, функции по содержанию подозреваемых и подсудимых, находящихся под стражей, контроль условно осужденных граждан. Филиал ФСИН в Гиагинском районе возглавляет Заур Бжассо. В интервью «КЗ» он рассказал об итогах работы службы за шесть месяцев.
— Заур Русланович, что входит в обязанности сотрудников ФСИН Гиагинского района?
— Основная функция нашей службы — это контроль за осужденными, состоящими у нас на учете. Разъясняем им порядок и условия отбывания наказания, следим за поведением и исполнением осужденными тех обязанностей, которые возложил на них суд.
— Как происходит контроль?
— Кто-то приходит отмечаться сам, к кому-то выезжаем на место жительства совместно с участковыми уполномоченными полиции. Если суд приговорил человека к ограничению свободы или домашнему аресту, то к нему применяются электронные средства контроля — браслеты.
— Насколько часто сейчас используются такие браслеты?
— На самом деле, довольно часто, поэтому нельзя сказать, что в нашей работе это какая-то новинка. На сегодняшний день в Гиагинском районе электронное средство контроля применено к одному человеку. Работают такие браслеты везде, где есть мобильная связь. Мы видим, где находится человек, покинул ли он домовладение в нарушение решения суда. Применяются браслеты в случаях, если гражданин был приговорен к ограничению свободы — ему запрещено покидать определенную территорию, и к домашнему аресту.
— Помимо основных функций, служба исполнения наказаний несет и социальную нагрузку — вернуть оступившегося на путь истинный. Расскажите об этом подробнее.
— Мы занимаемся исправлением осужденных без изоляции от общества. В случае, если суд приговаривает человека к менее тяжкому наказанию, без отбывания в местах лишения свободы. Естественно, если осужденный злостно уклоняется от исполнения наказания, оно меняется на более строгое. Мы проводим беседы и с осужденными, и с лицами, освобожденными условно-досрочно. Цель этих бесед — вернуть человека к нормальной жизни, помочь ему исправиться и не допустить возвращения к прежнему образу жизни. Привлекаем священнослужителей, работников администраций муниципальных образований, учреждений культуры. Проводим мероприятия с несовершеннолетними.
— С каким контингентом чаще всего приходится иметь дело?
— Надо отметить, что в Гиагинском районе чаще всего встречаются неплательщики алиментов; граждане, повторно севшие за руль в нетрезвом виде. Из более суровых нарушителей закона — осужденные за воровство и по статьям, связанным с наркотическими веществами. Есть и лица, которые приезжают в район после освобождения из мест лишения свободы, и среди них есть имеющие очень тяжкие статьи — за убийства, например. С ними также проводится профилактическая работа.
— Если говорить о цифрах, каковы итоги вашей работы за первое полугодие-2022 года?
— За 6 месяцев в филиале по Гиагинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по РА прошло по учету 159 осужденных к наказаниям без изоляции от общества. Из них один несовершеннолетний. Есть небольшой рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года, на три человека. Впервые поставлены на учет за шесть месяцев 68 осужденных, снят с учета 51 человек. Шестерым осужденным наказание было заменено на более суровое. В этом году выросло количество осужденных к исправительным работам — 30 человек против 19 в прошлом году, снизилось число осужденных к ограничению свободы — 21 против 27, условно осужденных — 39 против 42.
— Вы упомянули, что на учете стоит несовершеннолетний. Насколько сильно это скажется на его биографии?
— По отбытию наказания он будет снят с нашего учета. Но факт нарушения закона и судимости никуда не денется. Это пятно на всю жизнь. Он не сможет поступить на работу в правоохранительные органы, например. И даже его близким родственникам этот путь будет закрыт. Так что стоит хорошенько подумать, прежде чем преступить закон.
А. Мачульская. Фото автора.