Ксения Дьячкова из Ростова - успешная предпринимательница. В конце марта сменила строгие офисные костюмы и «шпильки» на кеды, джинсы и зеленую куртку с надписью «Неравнодушные».
Неожиданно для самой себя хозяйка сети магазинов одежды стала волонтером. Как выяснилось, помогать другим намного тяжелее морально и физически, чем работать на себя.
«ДЕНЬ ПРОСТО СУШИЛА СУХАРИ»
- Мы с мужем с самого начала спецоперации понимали, что легко не будет, - начала 35-летняя Ксения свой рассказ. - Смотрели все новости, очень переживали за народ Донбасса. А потом я случайно увидела в соцсетях группу волонтерского сообщества «Неравнодушные». Ребята встречали вынужденных переселенцев на пункте пропуска в Неклиновском районе. Добровольцы кормили беженцев из Мариуполя горячими обедами, помогали им с одеждой и со всем, чем только могли. И я поняла: сейчас мое место там, я им нужна. На следующий день уже была на границе.
Свою первую смену волонтер запомнит навсегда.
- На границе волонтеры развернули настоящую кухню. Вот там весь день я просто сушила сухари в духовке на кухне. Дело в том, что тогда на Дон ехали мариупольцы, которые почти месяц провели в подвалах. Люди долго голодали, поэтому им нельзя было есть обычный хлеб. Вместо него были те самые сухарики с куриным бульоном, - вспоминает ростовчанка.
«ЛЮДИ БЫЛИ ПРОКОПЧЕННЫЕ»
А еще никогда не забудет женщина свое первое знакомство с вынужденными переселенцами.
- К границе подъехали автобусы с жителями Мариуполя, - вспоминает собеседница. - Поток людей в тот день был огромным. Кто-то ехал с животными за пазухой. И люди, и их питомцы были напуганными и голодными. В салонах автобусов стоял характерный запах, ведь больше 20 дней мариупольцы провели в подвалах без воды, без возможности искупаться, там же готовили еду на костре. Люди были прокопчеными. С черными лицами и руками. Многим было неловко, они опускали глаза. Для меня же увидеть все это было огромным потрясением. В тот момент я поняла: буду помогать до тех пор, пока это будет нужно.
«СЕЙЧАС Я ПРОСТО БОМЖ»
Не забудет Ксения и 82-летнего мужчину из Мариуполя.
- Тогда был апрель, холодно. Дедушка стоял в очереди за сим-картой в одних брюках, свитере и туфлях. Я к нему подошла, и он вдруг разоткровенничался, - вспоминает Ксения.
Пенсионер рассказал свою историю.
- На мне - все, что осталось. Больше нет ничего, даже документов. Дом сгорел. Жену убило снарядом. Я ее, как собаку, похоронил в воронке. Достойно проститься времени не было: началась срочная эвакуация, - поведал он.
В мирной жизни пожилой мужчина в колледже учил ребят выжигать по дереву.
- Они уже через полгода начинали зарабатывать на своих изделиях. А сейчас у меня ничего не осталось . Вот, еду к детям. Они не знают, что их матери больше нет. Как об этом сказать - ума не приложу, - сказал он и заплакал.
«СВЯЗЬ ПОДДЕРЖИВАЕМ ДО СИХ ПОР»
И таких людей со сломанными судьбами - тысячи. Кстати, со многими из беженцев Ксения даже подружилась.
- У меня большой двухэтажный дом. Поэтому часто прямо с границы везла к себе вынужденных переселенцев. Они жили у меня по нескольку дней, дожидаясь, когда смогут сесть на поезд и поехать дальше, - продолжает она. - Я с этим людьми поддерживаю связь до сих пор.
К слову, у Ксении гостили уже, как минимум, 50 вынужденных переселенцев.
Женщина признается, что помощь на границе - дело непростое. Часто, возвращаясь домой, она просто падала от усталости.
- Благо, бизнес налажен, очень надежный управляющий, проверенная команда. Да и муж от семейного дела не отошел, - пояснила волонтер.
Кроме работы, проседают и другие сферы жизни. Например, заниматься спортом получается не так часто, как раньше.
- Но это же - мелочи, тем более, что, работая на границе, я постоянно худею, хотя никогда такой цели не было, - улыбается ростовчанка.
«ПОКУПАЮ БИЛЕТЫ ДО РОДНИ»
Ко всему прочему, волонтерская деятельность отражается и на семейном бюджете.
- Уже потрачена не одна сотня тысяч рублей, - улыбается Ксения. - Во-первых, на бензин, ведь граница находится в 150 километрах от моего дома. Иногда приходится покупать билеты. Как-то провожала на вокзал 84-летнюю бабушку и ее правнучку.
Пенсионерка - опекун у этой 17-летней девушки, то есть у ребенка не осталось в живых ни родителей, ни бабушек с дедушками, только одна прабабушка. И эти люди бежали из Мариуполя практически ни с чем, с собой у них были две сумки и такса Бона. Билеты на поезд к дальним родственникам старушки стоили 16 тысяч рублей. Мы с мужем решили их купить за свой счет. Но вот людей пришлось уговаривать принять помощь, они очень стеснялись и обещали вернуть деньги. Я категорически отказалась., - говорит Ксения Дьячкова.
«ДАЙ ЕДЫ!»
К слову, женщине абсолютно не жалко ни сил, ни потраченных денег. Но вот иногда бывает обидно, когда ее и других добровольцев обвиняют в корысти.
По словам Ксении, многие считают, что, к примеру, за смену на границе каждому волонтеру платят по три тысячи рублей в сутки.
- Был такой случай: дежурю на пункте пропуска, тут дверь прямо ногой открывает таксист - из тех самых, которые в пик эвакуации брали с беженцев втридорога. И вдруг слышу: «Дай еды!», - вспоминает женщина.
Ксения в свою очередь начала объяснять, что все продукты, кофе и чай - для вынужденных переселенцев, которые покупаются на пожертвования. На что мужчина зло ухмыльнулся и заявил: «Ой, можно подумать, вы тут забесплатно работаете?!». От него-то и узнала про слухи о трех тысячах рублей в день.
А еще есть и те, кто обвиняет волонтеров в пиаре.
- Мы же ведем группы в соцсетях, в которых отчитываемся о проделанной работе, о покупках гуманитарной помощи на пожертвования. А некоторые подписчики считают почему-то это пиаром, - сказала Ксения.
СЕЛФИ-ВОЛОНТЕРЫ И ЛЕГЕНДЫ
Но справедливости ради надо отметить, что и доброволец добровольцу рознь. Да, на границе волонтеры трудятся не за деньги. Но не для всех главная мотивация - это сама возможность помочь.
- Были персонажи, которые приезжали в лагерь ради фотографий в соцсети. Картошку чистить не хотели, а вот селфи - пожалуйста. Но такие надолго не задерживались, - продолжает женщина.
К слову, сталкивались волонтеры и с откровенным обманом. Так, как-то повадилась на границу одна женщина.
- Впервые она приехала к нам во время моего дежурства. Женщина стала говорить, что из Мариуполя, многодетная мама, ей нечего есть, нет одежды, - рассказывает собеседница.
Волонтеры набили для нее полные сумки еды и вещей. А через пару дней псевдобеженка приехала в лагерь вновь и все с той же легендой.
- Еле отвадили ее. Мы даже объявления развешивали на палатках о том, чтобы не верили женщине, приезжающей сюда на синем автомобиле с такими-то номерами, - пояснила волонтер.
Но, утверждает Ксения, порядочных и добрых людей за время работы на границе она видела в разы больше.
ВРЕМЯ ПОМОГАТЬ ТАМ
А в начале лета появилась возможность помогать и в самом Мариуполе.
- Сейчас оттуда людей приезжает намного меньше, чем в марте. А вот тем, кто не эвакуировался из города, помощь нужна очень. В начале июня вместе с другим волонтером купила продукты, загрузили полную машину и отправилась в изувеченный снарядами город, - говорит женщина.
С тех пор каждую неделю Ксения встает в три утра, загружает машину продуктами и вместе с единомышленниками везет людям консервы, яйца, детское питание, замороженных куриц, средства личной гигиены. А обратно возвращается либо с пожилыми мариупольцами, которые не могут сами выехать из города, либо с животными, которых просят вывезти хозяева, так как во время эвакуации не все смогли забрать питомцев.
А еще Ксения добавила, что «Неравнодушные» будут рады любой помощи:
- Будь-то сторублевый перевод, или смена на границе, или даже помощь в распространении информации о сообществе. Ведь именно благодаря сотням неравнодушных людей со всей страны мы смогли помочь тысячам вынужденных переселенцев.