Найти в Дзене
Дорогу осилит идущий

Военно-Грузинская дорога. Часть 2. Экстрим, спасение из горной ловушки

Оглавление
Военно-Грузинская дорога, Дарьяльское ущелье
Военно-Грузинская дорога, Дарьяльское ущелье

Наш паром все дальше уходил в горы. Справа от нас тянулась  бесконечная вереница грузовых фур - благо они шли отдельной очередью. Я не преувеличу если скажу, что пробка из грузовиков тянулась километра полтора.

Пробка из фур
Пробка из фур

Горе-водители грузовиков уже обустраивали свой быт - спали, ели, гуляли наслаждаясь видами природы и галантно спрашивали друг друга, как будто встречались не на Верхнем Ларсе, а где-то на европейских бульварах: «А не слышали ли вы любезный когда там начнётся движение? Я уже два дня стою без движения», ответ был не менее учтив: «Сударь, не примите за грубость, но я тут уже неделю и новостей никаких - все слухи…». 

-3

Проехав многочисленные фуры мы наконец и сами встали в вереницу уже, легковых машин. Паромщик вздохнул - по его прогнозам до российской таможни было ещё более пяти часов пробки и это в лучшем случае! А ведь за таможней ещё нейтральная территория и - грузинская таможня. Все это водитель говорил по громкой связи:

- Но! - он выдержал краткую паузу- за мзду в размере 500 рублей с человека пробка легко объезжается,  и это сокращает наш путь втрое господа! 

Но оваций, как в предыдущий раз не последовало. Народ возмущался: им-де обещали, что именно этот автобус объезжает пробки и стоимость мзды уже входит в пакет цены! Водитель переходя с русского на грузинский и обратно кричал, что во всем виноваты проклятые маклеры, которые обещают по телефону непонятно что! Кто-то звонил этим самым маклерам, но те подтверждали, что пробку спрогнозировать невозможно и водителю виднее. Да - мы были один на один с водителем и он руководил всем процессом. Это стоило признать, но народ не унимался и тогда ударив себя по ляжкам водители сказал: 

-Не хотите? Тогда стоим.

Но наше пассажирское терпение длилось недолго. Все хотели быстрее оказаться в Тбилиси и провести ночь (или остаток ночи) в кровати, а не в сидячей позе. 

-4

Сразу нашёлся мальчишка, который бойко стал собирать деньги. И водитель не дожидаясь окончания сбора податей тронулся объезжать пробку: 

-Я знаю эту дорогу, как свои пять пальцев и хочу вам только лучшей доли! Зачем мне вас обманывать? Это все маклеры! 

Впереди уже появилась машина гаи. Из неё стал медленно выходить гаишник, которого явно заинтересовал автобус, нарушающий сплошную полосу. Тем не менее было ясно, что водитель не сошёл с ума и не идёт брать границу штурмом. 

-Кузьма - именно так звали мальчишку сборщика денег - где деньги? 

Но Кузьма молчал. Я в свою очередь тоже не мог увидеть, что происходит в салоне, так как сидел на переднем ряду. 

-Кузьма?! Быстрее деньги!! 

Кузьма что-то бормотал сзади и все тянул. Я уже было подумал, что весёлый Кузя решил надуть водителя. Народ стал бунтовать и поддерживать водителя, затем полупьяного Кузю (он изрядно набрался на последней остановке) вытолкнули вперёд - может Кузя просто уснул на ходу - кто знает. Деньги были переданы и водитель аккуратно пересчитав и сложив их в папку из под бумаг пошёл в сторону машины ДПС.

-5

«Зелёный коридор» был получен и мы на всех парах устремились вперёд. 

Вот она - Россия. Вся страна знает, что на границе творится беспредел и процветает взяточничество, но никто даже не пытается искоренить это явление. Хотя бы на отдельно взятом Ларсе. 

Ермоловский камень
Ермоловский камень

Виды гор становились все величественней - слева от нас в распадке громко шумела горная река. И хотя мы серьезно сократили расстояние - полностью миновать пробку не удалось. 

-7

На чёрных от времени скалах я читал различные памятные надписи оставленные проезжающими людьми.

-8

Я пытался найти надписи Остапа Бендера и господина Воробьянинова, но увы - не нашёл. Ведь именно здесь встретились два этих героя и отец Фёдор, который отнял у Воробьянинова колбасу и залез с ней так высоко в горы, что сам спуститься уже не смог. А ночью в кошмарах к нему являлась царица Тамара, и несчастный окончательно потерял рассудок. Что сказать: «Альпийское нищенство - святое дело!». Бендеру и Кисе не повезло - по Военно-Грузинской дороге они шли пешком. 

К слову сказать длина дороги от Владикавказа до Тбилиси составляет 212 километров.

Несмотря на сокращение пробки, прежде чем мы въехали на таможенный пост, прошло ещё часа полтора. Впереди по словам водителя было ещё два тоннеля на нейтральной полосе и грузинская таможня.

Также по рации он сообщил, что сразу за грузинской таможней нас будет ждать другой автобус, в который мы все дружно должны переместиться. Тот автобус и довезет нас до вокзала Дидубе в Тбилиси. 

Получив штамп «верхний Ларс» в паспорте я уже думал, что основная часть позади, но…

Мы встали в новую пробку причём - вместе с фурами. В первый тоннель сливались все полосы и оставалось их по одной в каждую сторону. 

-9

Ночь наступает в горах быстро. Горы съедают солнце и наступает темнейшая ночь. Когда мы въехали в тоннель были сумерки - когда выехали - ночь. Где-то рядом летал дух царицы Тамары, который оберегал святую землю Грузии. 

Видно было, что нейтральной полосой и тоннелями не занималась ни та ни другая стороны. Асфальта в тоннелях вообще не было - освещения тоже. На земле бугрились холмы из окаменелого песка, в изобилии были ямы. Пыль и выхлопные газы создавали ядовитую завесу, которая стелилась в пространстве и заплывала в салоны машин и автобусов. Повсеместно лежал мусор. 

Иногда в тоннелях образовывались глухие пробки, которые устранял специальный дорожный патруль. Например, если фура выезжала на "втсречку", а ей в морду упиралась встречная машина. Фура мёртво преграждала дорогу в обе стороны и не могла ехать ни вперёд ни назад. Такие проблемы могли устраняться часами. 

-10

Ожидание решения таких проблем было тяжелым. Измученные водители выходили из машин, шли в сторону затора - искать причину. Когда же пробка начинала двигаться водители остервенело бросались за руль, чтобы никто их не обогнал и не занял даже эти три метра впереди.

-11

Я как будто вернулся во времена, когда человеку нужно было проявлять силу и наглость, чтобы выжить: на узком серпантине Ларса все решала находчивость и сноровка, приспособляемость к жизни. 

Проезд «нейтралки» занял несколько часов. Мы выходили, разминали ноги, кто-то бегал в туалет - разумеется, куда попало - цивильных мест для этого не было.

Кто-то из пассажиров пытался выяснить есть ли дорога альтернативная Ларсу - люди уже представляли как будут стоять в пробках в обратный путь, но паромщик был неумолим - другой дороги нет. 

Второй тоннель оказался ещё более тяжёлым на проезд чем первый. Пыль здесь была ещё более едкой, а ямы глубже  и наш паром вертело из стороны в сторону как бревно в полынье. 

Выехав из него мы вновь встали. Где-то внизу за хлипкими ограждениями шумела горная река. Вереница сияющих фар была похожа на новогоднюю гирлянду. 

Пробка
Пробка

Поразило небо - ясное, усыпанное звёздами. Они здесь были совсем близко. Темные силуэты гор казались охранниками этих мест. 

«На холмах Грузии лежит ночная мгла» - как бы я хотел увидеть эту часть Военно-Грузинской дороги при свете дня! 

Наконец, мы увидели огни грузинской таможни - финал был близок. 

Чтобы миновать эту, последнюю часть пробки было решено идти пешком до КПП. Протрезвевший за эти долгие часы Кузьма первым схватил свой чемодан и бросился в сторону дверей таможни вместе со своей подругой.

За Кузьмой бросились бродячие собаки, которые лаяли вслед и грозились укусить. Тот в ответ что-то пищал и огрызался.

Некоторое время назад я слышал, как Кузьма хвалился, что является одним из главных надежд российского актёрского цеха и что даже снялся в фильме «Движение вверх» в одной из ведущих ролей. Я пытался проверить эту информацию у людей, которые смотрели этот фильм, но никто не смог вспомнить Кузьму. Кто знает - возможно я ехал в одном пароме с будущей звездой. 

Теперь, наконец, мы стали командой. Тяжёлые чемоданы женщин собачниц были разобраны по рукам и мы толпой двинулись в сторону КПП "Дариали". 

И хотя асфальт здесь был изуродован выбоинами, мы мчались к тем дверям как к спасительной суше из бурлящей реки Ларса, которая бушевала сзади, и, кажется, готова была забрать нас обратно.

КПП "Дариали"
КПП "Дариали"

В душном таможенном зале народу было много несмотря на полночь. В таких местах жизнь кипит 24 часа в сутки. Дети истошно орали, собаки лаяли, кошки от ужаса бросались на решетки своих клеток желая вырваться на свободу и бежать куда глаза глядят.  

Пограничники же были неторопливы, вели себя вальяжно. Им как будто нравилось тянуть жилы из людей: ведь ни один шпион не должен был пересечь границу.

Пограничник спросил меня о цели приезда и поставив штамп указал дальнейшую дорогу. Добро пожаловать в Грузию! Святая грузинская земля приняла меня! Чувства переполняли душу.

Снаружи нас уже ждал автобус. 

Новый водитель (гордую приставку «паромщик» я, пожалуй, всё-таки оставлю) уже не так хорошо говорил по-русски. Я по привычке занял переднее место. 

Предыдущий водитель заранее нас предупредил, что ехать мы будем по крутому горному серпантину и достигнем в пике высоту в 2300 метров над уровнем моря. 

Военно-Грузинская дорога - грузинская часть
Военно-Грузинская дорога - грузинская часть

Глядя на карту я видел что за предыдущие 9 часов мы проехали всего треть пути до грузинской столицы. 

Мы распрощались с владикавказским паромщиком: как водится все обиды были забыты, и даже подступила грусть расставания, но печалиться времени не было! А ведь бедняге предстояло ещё возвращаться во Владикавказ. 

По скромным подсчетам за этот рейс выручка составит 80 тысяч рублей. Как делятся эти деньги я, разумеется, не знал, но даже если 30% уходит в карман водителю то это не такой и плохой заработок для Осетии! 

К тому же по пути водитель по старой, я бы даже сказал древней традиции поведал историю о том, что паромщиком он работает просто для души. На самом деле у него есть бизнес по перевозке грузов из Грузии в Россию и несколько грузовиков в собственности. Но чего не знаем за то не ручаемся дорогой читатель!

Провариваясь в тягучий сон я думал - насколько сейчас мы зависим от нового паромщика. Ведь сомкни он хотя бы на секунду глаза горный ночной серпантин поглотит наш автобус вместе с двадцатью жизнями навсегда. Бороться со сном было бесполезно - организм был истощён морально и физически. 

Посыпаясь иногда я видел бесконечные вереницы фур на обочине, которые готовы были в любой момент двинуться в путь на покорение Ларса.

Серпантин был крут - сначала мы гребли вверх, потом достигнув апогея в 2300 метров стали опускаться вниз. 

«Куда спрятал сокровища убиенной тобой тещи?! Покайся грешник! Покайся!!!» - я чуть подпрыгнул с сиденья от резкого поворота руля - серпантин продолжался, а вместе с ним и странные сны.

На автостанции Дидубе мы были в три ночи - спустя 12 часов после выезда из Владикавказа. 

Выйдя из автобуса меня чуть не снес сильнейший северо-западный ветер, который сбросил со всех нас остатки сна и взбодрил. 

В моей гостинице меня ждали только в 12 дня. Но несмотря на ночь я тронулся в путь по Тбилиси. 

Меня встретил широкий проспект Церетели района Дидубе. 

-15

В одном из дворов я увидел беседку - как потом выяснилось такие беседки здесь стоят в каждом дворе. Я лёг на лавку и укрывшись полотенцем провалился в сон. Почему-то я доверился Тбилиси сразу. И сделал это не зря!