Мировая экономическая система распадается, идет перераспределение силы и власти, и у Запада не все идет гладко. Главный экономист чешского Trinity Bank Лукаш Кованда в интервью iDNES дает печальный прогноз для Европы на ближайшие месяцы.
Главный экономист чешского Trinity Bank и автор книжных интервью с рядом обладателей Нобелевской премии по экономика Лукаш Кованда предупреждает, что мировая экономическая система разрушается, и мы в прямом эфире можем наблюдать перераспределение сил и власти. У Запада в этом процессе пока получается не все.
iDNES: Я прочитал ваш пост в "Твиттере" об инфляции, подорожании энергии, последствиях европейского "Зеленого курса" и ваш прогноз на ближайшие месяцы. Весьма печальная картина…
Лукаш Кованда: Я стараюсь не преподносить ничего в розовом свете. Я внимательно слежу за экономической ситуацией на протяжении более чем 20 лет, и хуже ситуации я не припомню. Никогда еще не было столько переменных, которые влияют на экономику в мировых масштабах. Можно сказать, что мировая экономическая система по сути распадается. И дело не только в последствиях, например, вооруженного конфликта на Украине. Происходит стремительное перераспределение силы и власти в мире, и у Запада тут пока не все получается.
— И главный проигравший в этой ситуации, прежде всего, Европейский Союз?
— Так по крайней мере пока кажется. Непосредственная причина не вооруженный конфликт, а преимущественно идеологическая слепота нынешних политических элит и буквально фанатичное стремление к углеродной нейтральности Европы и абсурдным целям, которые всем нам очень дорого обойдутся. Думаю, что все больше людей это понимают. Мне стало буквально смешно, когда в таких условиях Европейский парламент голосовал о том, чтобы оставить атомную энергию и газ в числе так называемых зеленых источников. Часть европейских депутатов даже в столь беспрецедентной ситуации выступали против, считая, что, признав хотя бы временно газ зеленым источником, мы поможем Путину. В итоге Европейский парламент большинством голосом, 328 против 278, оставил атомную энергию и газ в "зеленой" категории.
— Таким образом, нельзя сказать, что, потребляя российский газ, мы помогаем продолжать войну на Украине и оплачиваем военную машину Путина?
— У нас мало вариантов. Я вижу в этом буквально циничное злоупотребление конфликтом на Украине частью европейских депутатов. Путин для этих зеленых идеологов — только повод.
— Часто говорят о так называемой таксономии энергетических источников. Что это такое?
— Я попробую объяснить простым языком. Все, что на уровне Европейского Союза не отнесут к "зеленой" категории, в будущем не получит никаких дотаций, да и финансирования от частных инвесторов, фирм и банков. Им тоже дадут понять, что это бесперспективно и нежелательно для будущего Европы. Поэтому оплачивать строительство, например, блока АЭС или электростанции пришлось бы из государственного бюджета, а стоимость электричества с АЭС повысилась бы еще и за счет специального налога, так называемых квот на выбросы. Кроме того, в такой стройке не пожелали бы участвовать некоторые субподрядчики, поскольку это навредило бы их репутации.
— Кое-кто мечтает о том, что у нас в ЕС энергию будут получать только благодаря солнечным панелям, гидроэлектростанциям и ветрякам. По их мнению, так мы достигнем энергетической независимости.
— Это возможно не везде из-за природных условий и уровня технологий. До тех пор, пока не повысится технологический уровень возобновляемых источников энергии и, главное, в области хранения энергии, у нас в ЕС нет других подходящих источников, кроме АЭС. Либо мы будем импортировать дорогой СПГ из США, Австралии или, скажем, Катара. Хотя и тут есть свои технологические и логистические ограничения. Либо мы останемся зависимы от России, чего сегодня ни один разумный человек не хочет. Еще один вариант — просто сохранить угольные эксплуатации дольше, чем планировалось. У них не бывает таких сезонных перепадов в производительности, как у солнечных и ветряных электростанций.
— Честно говоря, ввиду боев на Украине я ожидал бы подобных заявлений от европейских политических лидеров насчет продления эксплуатации "грязных" угольных электростанций. Но пока все наоборот. Они еще больше сходят с ума по возобновляемым источникам.
— Одно дело — разговоры, а другое — нынешняя острая экономическая ситуация, на которую невероятно дорогая энергия оказывает огромное влияние. Я все же прогнозирую временное возвращение к угольным электростанциям. Осенью все подорожает настолько, что многие даже не представляют сейчас, что их ждет. К угольным электростанциям осторожно уже возвращаются первые страны Европейского Союза, включая Германию, и даже "зеленый" зампредседателя Европейской комиссии Франц Тиммерманс заявил, что из-за высоких цен не энергию Европа временно переоценит свое негативное отношение к углю и другому ископаемому топливу. Вообще же Европе зимой якобы предстоят серьезные гражданские беспорядки.
— В Нидерландах уже начались массовые протесты фермеров против планов их правительства радикально ограничить применение удобрений, а также сократить поголовье скота на целую треть — опять-таки из-за углеродного следа. Нам предстоит именно это?
— Одержимых этими идеями политиков поддерживают активисты, некоммерческие организации и, что немаловажно, значительная часть СМИ. Кстати, в Нидерландах протестующих разгоняли весьма жестокими методами — уже расследуется полицейская стрельба боевыми патронами. В Нидерландах очень развито сельское хозяйство, и эта страна — один из крупных экспортеров, поэтому подобные идеи для местных фермеров просто катастрофичны. Кроме того, именно на территории Нидерландов находится одно из крупнейших месторождений газа, но они сами запретили добычу. Знаете, я рациональный человек и далек от теорий заговора, но подобное у меня в голове не укладывается.
Мы видим столько взаимосвязанных вещей, что и на самом деле может сложиться впечатление, что предпринимаются осознанные попытки похоронить тут в Европе все. Это какое-то зеленое помешательство. Евро сейчас самое слабое по отношению к доллару за последние 20 лет. У Германии впервые за 30 лет отрицательный торговый баланс. Просто они меньше вывезли, чем ввезли. При этом мы говорим о государстве, которое де-факто кормит и поддерживает на плаву остальную Европу. По сути забарахлил мотор всей европейской экономики. Только благодаря Германии до сих пор не обанкротилась Греция, а потом и Италия. Немцы всегда поддерживали, были готовы отправлять богатства с севера на юг. Чехия тоже крайне зависима от Германии в торгово-экономическом отношении, и все проблемы скажутся на нас. что касается экономики, то мы по сути 17-я федеральная земля, и перспектива ужасает.
— Так что же нас ждет?
— Мне говорят, что я запугиваю. Конечно, пока наши дела идут в целом неплохо, и безработица низкая. Но цифры тревожат. Газ вырос в цене уже в шесть раз. Растут цены на нефть, и они, скорее всего, продолжат стремительный рост. По прогнозам крупнейшего американского банка JPMorgan, цены могут достигнуть 88 крон за литр бензина. В довершение ко всему уже сейчас, летом, в одном из крупнейших немецких городов, Гамбурге, готовятся к системе распределения горячей воды даже для домохозяйств. И это только середина лета, когда в обычных условиях газовый рынок абсолютно спокойный. Еще в 2019 году в тот же период цена составляла десять евро за мегаватт-час, а сегодня — 160 или 170 евро! Подобная ситуация в энергетике приведет к резкому росту цен в принципе на все, что вы только можете себе представить. Кроме того, у правительств уже не останется экономических "подушек безопасности", как в пандемию. Они просто больше не могут позволить себе столько брать в долг, в том числе из-за постоянно растущей инфляции, ввиду которой кредиты невообразимо дорожают.
— Я только отмечу, что подавляющее большинство стран "Спутник V" уже снизили НДС на электроэнергию (как Польша), или установили границу цен (Словакия — на два года), или раздают поголовно гражданам пособия на энергию (как Германия и Австрия). Наше правительство запланировало на октябрь общедоступный тариф на электроэнергию со скидкой. Однако я бы хотел, чтобы правительство больше общалось с народом и объясняло ему происходящее.
— Согласен. Все можно преодолеть, и людям нужно давать какую-то перспективу, надежду на то, что мы справимся. Мы не можем сваливать все только на Путина или, скажем, на предыдущее правительство Бабиша. Люди постепенно перестают верить этим оправданиям. Большая часть инфляции "завезенная", а не отечественная. Нынешнее правительство в каком-то смысле угодило в собственную ловушку. Если бы инфляция росла в основном из-за наших источников, то у властей было бы семь месяцев на то, чтобы решительно с ней побороться. Да, при прошлом правительстве порой бездумно раздавались деньги в рамках разного рода программ помощи в пандемию, но основной источник проблем — это, бесспорно, очень дорогая энергия и неспособность европейских политиков в столь тяжелой ситуации отказаться от нереальных и вредных целей. Если они хотят продолжать идти по пути к цели — углеродному нейтралитету, они должны сказать людям, что зеленая энергия менее стабильна и сейчас просто дорогая, и что им придется за нее больше платить.
— Многие не понимают, почему мы производим у себя дешевое электричество, экспортируем его через энергетическую биржу в Лейпциге, а потом обратно закупаем ее на европейском рынке втридорога. Французы, у которых тоже есть полугосударственная энергетическая компания EDF, аналог нашей компании ČEZ, решили оставлять часть произведенной дешевой энергии для собственного рынка, а остальное экспортировать. Почему у нас нельзя так же сделать?
— Если это получилось у Франции, члена Европейского Союза, то, конечно, как я думаю, может получиться и у нас. Это лишь вопрос политической воли. Французскому правительству принадлежат в EDF 84% акций. Поступило распоряжение примерно четверть энергии, которую EDF получает с АЭС, оставлять для французских поставщиков по заранее зафиксированным ценам, которые еще в январе были ниже, чем цена на рынке. Кстати, в этом главная причина того, что в последний год для французов энергия дорожает в пять раз медленнее, чем для чехов. Речь идет о конечных ценах для домохозяйств.