За работой Сурикова «Боярыня Морозова» стоит жизнь Феодосии Морозовой. Картина отсылает нас к правлению Алексея Михайловича и церковной реформе патриарха Никона.
Жизнь Феодосии Морозовой
Феодосия, дочь окольничего Прокофия Соковнина, так же, как и отец, была приближённой к царской семье. Скорее всего, она входила в число придворных дам, сопровождавших царицу. Именно такое положение помогло ей в 17 лет выйти за Глеба Ивановича Морозова, родственника царя. Брат Глеба, Борис, был невероятно богат, но умер бездетным в 1662 году. Феодосии было 30 лет. Состояние Бориса перешло Глебу, который тоже вскоре умер. Наследником стал маленький сын Ваня, но фактически имением управляла мать.
Самое пышное имение Морозовых, усадьба Зюзино, была обустроена по европейскому образцу одной из первых в России.
Религия
В это время патриарх Никон проводил реформу православной церкви: унифицировались по современному греческому образцу церковный обряд и книги. Поспешно были преданы анафеме все, кто крестится двумя перстами, это и стало поводом к расколу (причин, конечно же, больше). Эти действия вполне вписывались в курс на централизацию управления государством: одно государство, одна религия с одним, единым обрядом. Впрочем, такие резкость и жёсткость не могли понравиться старообрядцам, считавшим русское православие выше греческого. Это связано с подписанием греками Флорентийской унии, падением Константинополя и концепцией «Москва — третий Рим».
Феодосия Морозова была не просто противницей Никона. Она была ярой сторонницей протопопа Аввакума, апологета старообрядчества, с которым она тесно общалась. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Однако Аввакум попрекал молодую вдову тем, что она недостаточно «смиряет» плоть, и писал ей: «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
Тишайший царь Алексей Михайлович, поддерживавший реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья. От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.
Смерть
1 февраля 1671 года по новому стилю Феодосия Морозова под предлогом болезни отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Это вызвало гнев монарха. Он направил к ней сначала боярина Троекурова, а затем князя Уварова с требованием принять церковную реформу: Морозова отказала обоим.
В ночь на 16 (26) ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким. Он допросил Феодосию и её сестру Евдокию Урусову, пока те, показывая своё презрение, лежали в кровати. После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили дома. Через 11 или 12 дней их перевели в Чудов монастырь, откуда отправили в Псково-Печерский монастырь. Вскоре скончался сын Морозовой, двоих братьев сослали, а имущество конфисковали.
В конце 1674 года сестёр Морозовых пытались заставить пытками на дыбе отречься от старообрядства. Они не отступили.