Найти тему
Мелодия

Гилельс играет фантазию Моцарта. Рассказываем о ее секретах

Оглавление

1960 год. Концерт в Большом зале Московской консерватории. Меньше 6 минут музыки, но за это время Моцарт меняет несколько настроений, при этом не показывает их наспех, а раскрывает полностью, несмотря на то, что это — «короткий метр».

Послушать можно и на других площадках

Загадка финала

За последние 300 лет эту фантазию называли «незаконченной», «чистой импровизацией, лишенной какого-либо плана» и иногда вообще — «искромсанной». При первой публикации у фантазии не было последних 10 тактов — логичного завершения: она повисала на доминантовом аккорде — музыкальном знаке вопроса, а 10 тактов финала дописал совсем другой человек. Скорее всего, это был Август Эберхард Мюллер — немецкий органист и композитор, который в 1797 году написал книгу о том, как следует играть Моцарта.

Первая часть: ADAGIO

Основная тональность — ре минор и это очень важно, потому что для Моцарта ре-минор — главная драматическая тональность, в ней он напишет многие судьбоносные моменты «Дон Жуана», она же — тональность Реквиема. Моцарт говорит о судьбе со всей серьезностью, даже использует мотив креста Иоганна Себастьяна Баха, на который обычно звучат со слова «Kyrie Eleison» — «Господи, помилуй». Тяжелая, неотвратимая музыка становится все легче, пока не замирает на одном аккорде.

Эмиль Гилельс
Эмиль Гилельс

Вторая часть: ALLEGRETTO

Звучит совершенно иначе: мажорная, светлая, как солнечный свет после бури. Ре-мажор, это тональность, в которой композитор напишет увертюру к «Свадьбе Фигаро», да и сама тема этой части тоже немного напоминает это знаменитое блестящее вступление к опере. Если вы хотите пофантазировать о том, что могло бы идти вместо классического финала, то поставьте трек на паузу на отметке 05:05.

Что могло быть дальше

В первом издании название было «Fantasie d’Introducion» — «Вступительная фантазия», а рядом стояла пометка «Morceau se détache», то есть «отрывок отсоединяется». Они указывают, что у фантазии могло быть продолжение. Эта фантазия могла продолжиться фугой — в пользу этой версии говорит написанная Моцартом фантазия и фуга До-мажор KV 394, в которой фантазия тоже оканчивается на доминантовом аккорде (напоминаем — музыкальный знак вопроса), хотя утверждать наверняка никто не сможет.

Обложка пластинки
Обложка пластинки