Обвинения в культурной апроприации, то есть в присвоении/плагиате символов и элементов других культур с утратой их контекста и с целью получения прибыли, сегодня уже не редкость, особенно часто такие обвинения звучат в области моды и дизайна. На этот раз в центре внимания и критики - дом моды Christian Dior. Люксовый #бренд обвиняется в культурной апроприации, а именно в плагиате дизайна юбки, которая является традиционной одеждой в Китае в течение многих веков. Спорная юбка и ее варианты представлены в коллекции осень-зима 2022 года. На сайте бренда в описании юбки было заявлено про "фирменный крой от Dior" и никаких упоминаний о том, что юбка имеет отношение к традиционной одежде Китая.
Крой юбки от #Dior действительно привлекателен - юбка состоит из плоских передней и задней частей и двух боковых частей со складками. Dior использует данный крой для коротких юбок, юбок средней длины, а также для асимметричных силуэтов. Стоимость юбок составляет примерно от 1600 до 4300 долларов США. По мнению представителей культуры Китая, данный крой скопирован с традиционной одежды Китая под названием mamianqun, которая представляет юбку из двух перехлестывающихся частей, прикрепленных к поясу, где по бокам юбки расположены складки по всей длине, а спереди и сзади расположены плоские панели. Известно, что #mamianqun появилась в 10 веке и являлась популярной традиционной женской одеждой до 1920х гг. Сегодня в современном Китае mamianqun надевается только во время торжественных церемоний, хотя есть попытки вернуть mamianqun былую популярность.
Скопировав все элементы традиционной одежды mamianqun, мировой бренд присвоил культуру Китая и выдал ее в качестве собственной оригинальной идеи. Именно данный факт вызвал гнев и возмущение в социальных сетях.
Пользуясь своей популярностью и сильной репутацией, Dior представил своим потребителям и поклонникам традицию и культуру Китая в качестве собственной идеи. Результаты поиска mamianqun на сайте AliExpress выдают тысячи предложений юбок с данным кроем, которые могут восприниматься потребителями за пределами Китая в качестве подделки юбки Dior. Поэтому требование носителей культуры Китая от высокого бренда - всего лишь указывать источник вдохновения при создании изделий - выглядят достаточно логичными и справедливыми.
Культурное Значение Mamianqun
Mamianqun является важной эстетической и культурной концепцией в жизни женщин в Китае и отражает эстетическую концепцию важнейшей школы китайского буддизма #Дзен, согласно которой отрицаются многослойность и тяжесть в одежде, подчеркиваются декоративные элементы, приветствуются естественность и свободное движение тела. Данная концепция кардинально отличается от западной концепции с акцентом на многослойность в одежде и укутывание тела в одежду. Mamianqun обычно украшали различными узорами и орнаментами, которые имели конкретное значение для определенных мероприятий или указывали на статус в обществе, цвет изделия тоже имел значение. Например, в эпоху империи Цин (1644-1911 гг.) старшая жена должна была носить mamianqun красного цвета с изображением дракона, в то время, как младшая жена носила mamianqun только зеленого цвета.
Специфический крой, позволяющий свободно двигаться, тоже имел конкретное функциональное значение - в такой юбке женщинам было удобно садиться и ездить на лошадях.
Интеллектуальная Собственность и Культурная Апроприация
На прошлой неделе Dior удалил спорную юбку из своего онлайн-магазина в Китае, также изделие исчезло из продажи и в некоторых других странах. Тем не менее, иные варианты юбок с аналогичным кроем остались в продаже.
Современное общество все чаще использует традиционные знания и культуру народов в коммерческих целях, особенно такие заимствования заметны в индустрии моды. Дизайнеры используют крой традиционной одежды, традиционные орнаменты и узоры для создания одежды, ювелирных изделий, предметов интерьеров. С одной стороны, подобное заимствование и переработка способствуют сохранению культуры, но, с другой стороны, некорректное использование традиционных знаний и культуры может нанести вред самой культуре и носителям данной культуры.
Громкие уличения и осуждения брендов в плагиате в социальных сетях с требованиями прекратить недобросовестное копирование - пока что единственный способ защиты от культурной апроприации в большинстве случаев.
Проблема в том, что вопросы плагиата элементов культуры, как правило, не регулируются авторским правом или с помощью иных видов интеллектуальной собственности, как #товарные знаки, промышленные образцы, хотя именно #авторское право помогает разрешать большинство вопросов о копировании. Когда речь идет о культурной апроприации, обычно выясняется, что отсутствует конкретный автор элемента культуры, и, более того, с момента создания элемента культуры прошли уже сотни лет. Все это идет вразрез с требованиями современного авторского права о наличии конкретного автора и точного срока действия авторского права, который исчисляется жизнью автора и несколькими десятками лет после его смерти.
Современная система интеллектуальных прав Китая не способна эффективно предотвратить и защитить носителей культуры от культурной апроприации. В 2011 году в Китае был принят Закон о нематериальном культурном наследии (далее - Закон), который, к сожалению, не позволяет защищать культурное наследие на практике. Закон предусматривает обязанности институтов и должностных лиц, связанных с культурными объектами и нематериальным культурным наследием Китая, их ответственность в случае уничтожения или нанесения вреда объектам культуры. Но в Законе отсутствует основное положение о том, кто является правообладателем культурного наследия и традиционных знаний Китая, соответственно, на практике невозможно установить кто имеет право на культурное наследие Китая и кто несет ответственность за незаконное присвоение культуры Китая и в каких случаях.