В самом начале санкционной эпопеи весны 2022 года, когда в авиации было запрещено практически все, мной были разработаны несколько сценариев развития отрасли, которые опубликованы в свежем номере экономического журнала "ЭКО".
В материале представлены ответы о том, что делать, когда
- из 1247 самолетов в России только 470 произведено в России;
- доля зарубежных комплектующих в российских самолетах составляет от 50% до 70%;
- после исполнения требования лизингодателей о возврате судов у нас останется только пять авиакомпаний;
- пассажиры "не восстановились" после COVID и продолжают летать с частотой 0,3 полета в год (для сравнения в среднем по миру - 4,2 полета в год).
Обнадеживающе скажу, что варианты развития отрасли нашлись. Они содержатся как во внутренних нереализованных возможностях, так и того, что случай ограничений в отношении нашей страны - неуникален. Более сорока лет развития Ирана в условиях полномасштабных санкций - успешный опыт, как в пучине ограничений сохранить крайне зависимую от международных активов отрасль.
Полный текст выпуска будет опубликован в Августе 2022 г.