Найти тему
ARTдилетант

Крестьянское искусство Казимира Малевича

Оглавление
«Крестьянка с ведрами и ребенком», 1912
«Крестьянка с ведрами и ребенком», 1912

Малевич родился в Киеве в 1878 (или 1879?) году. Его отец занимался производством сахара, поэтому бóльшую часть времени семья проводила в деревнях. Маленький Казимир наслаждался яркой природой, разноцветной одеждой крестьян и колоритом сельской жизни.

«На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» работниками», – К. Малевич.

Первая крестьянская серия

В 1907 году Малевич приезжает в Москву, где учится в студии Федора Рерберга, пробует новые техники и примыкает к объединению «Бубновый валет».

В этот период появляется его крестьянская серия. Основной стиль – неопримитивизм: Малевич и его товарищи из «Бубнового валета» демонстративно отрицают основы классического искусства. Да что там классического! Даже современное им русское искусство отвергается в пользу архаического народного стиля. Непосредственное восприятие жизни и ничего лишнего.

В первой крестьянской серии кроме «Жницы» появились также «Уборка ржи», «Косарь», «Крестьянка с ведрами и ребенком».

«Уборка ржи», 1912
«Уборка ржи», 1912
«Косарь», 1911-1912
«Косарь», 1911-1912

Упрощенные и искаженные силуэты неопримитивизма меняются на геометрические фигуры в конце крестьянской серии («Утро после вьюги в деревне», «Женщина с ведрами», «Голова крестьянской девушки»). Это уже кубофутуризм.

«Утро после вьюги в деревне», 1912
«Утро после вьюги в деревне», 1912
«Женщина с ведрами», 1912
«Женщина с ведрами», 1912

Неопримитивист Малевич отказывается от традиционных техник, ищет новый образ. Результат исканий – объединение в одном полотне французского модернизма и русского фольклора.

В «Жнице» нет светотени, цвета яркие и насыщенные – это фовизм. Обратная перспектива и плоскостная композиция – характерные черты русской иконописи.

«Жница»,1912
«Жница»,1912

Крестьянский авангард Малевича коллеги встретили довольно критично. Александр Бенуа, несмотря на то, что признавал мастерство Малевича в передаче цвета, назвал его жниц «кубическими Афросиньями»:

А что бы сказал Кольцов или Милле, увидев такое поле с таким жнецом? Ведь дразнит-таки… чертова кукла, как вот эта кубическая Афросинья, что изображена со своим кубическим Ванькой, – а чем дразнит, кто это скажет?
Жан-Франсуа Милле. Сборщицы колосьев, 1857
Жан-Франсуа Милле. Сборщицы колосьев, 1857

Вторая крестьянская серия

Обстоятельства создания второй серии не так радужны. В 1927 году проходит выставка работ Казимира Малевича в Европе. После чего его обвинили в шпионаже и арестовали. В 1930 году арестовали второй раз за антисоветскую пропаганду.

Три месяца Малевич провел в тюрьме. После освобождения крестьяне стали другими: плоские фигуры, расположенные фронтально, лиц нет, вместо них – пустота. Белая или черная.

Девушки в поле. Между 1928 и 1932 г.
Девушки в поле. Между 1928 и 1932 г.
«Композиция сложилась из элементов, ощущения пустоты, одиночества, безвыходности жизни», – написал Малевич на обороте одной картины.

Грустная серия. Иллюстрация острых, смятенных чувств.

Дорогие друзья, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте лайк!